Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 338 
Next page End  

структурах человеческого сознания как высшей формы отражения и информации, то итоги
интеграции эмоциональных и регуляционно-волевых процессов воплощаются в эквивалентном
сознанию по масштабу блоке интеграции – характере. Конечным результатом процессов
внутриклассовой и межклассовой психической интеграции, охватывающим все горизонтали и
вертикали всех трех иерархий в их внутренних и внешних связях, является личность. 
И здесь исследование подошло к границе, разделяющей общую психологию психических
процессов и психологию личности. В данной монографии, прямым предметом исследования
которой являются психические процессы, вопросы, связанные с переходом через эту границу,
и специальные вопросы психологии личности, естественно, не могут быть рассмотрены хоть
сколько-нибудь подробно. Однако, как было показано в первой главе, анализ закономерностей
организации психических процессов только в определенном и относительно ограниченном
диапазоне может быть абстрагирован от исследования характеристик и закономерностей
организации их носителя. Там же было показано, что в общей структуре психической
деятельности имеется целая иерархия носителей психических явлений, начинающаяся с
телесного носителя в его интегральных и локальных формах. Далее эта иерархия включает в
себя все более сложные формы носителей и завершается высшим психическим носителем
психических свойств. Такой наиболее интегративной формой психического носителя является
личность как субъект своих свойств и состояний. Конкретные вопросы структуры личности, как
упоминалось, не могут быть рассмотрены в контексте настоящего исследования. Однако
совершенно обойти вопрос о соотношении персонологии с психологией личности как частью
общепсихологической теории невозможно, ибо без нее не может быть построена
психологическая теория психических процессов и личности как их субъекта-носителя. 
Как же развести психологию личности как персонологию и психологию личности как часть
общепсихологической теории? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к
соотношению категорий "психический процесс", "психическое свойство" и "субъект-носитель
своих свойств, процессов и состояний". Однако здесь этот вопрос, в отличие от того, как это
было сделано в первой главе, должен быть рассмотрен уже с учетом и на основе
проведенного анализа характеристик и закономерностей организации эмоциональных,
регуляционно-волевых и сквозных интегративных психических процессов – памяти,
воображения, внимания и речи. 
Все эти процессы разных уровней организации и степеней интегрированности являются
свойствами своих носителей и, в свою очередь, носителями своих свойств. Так, перцепт есть
свойство материального органа-анализатора, а константность или целостность суть свойства
перцепта. Ощущение также является свойством анализатора, а модальность и интенсивность
– свойствами ощущения. Элементарная эмоция есть свойство телесного носителя, а
полярность есть свойство эмоции. Чувство ответственности есть свойство личности как
психического носителя, а амбивалентность, например, есть свойство этого чувства. Интеллект
есть свойство нервно-мозгового носителя, а интеллектуальная способность – свойство
интеллекта. Мотив в зависимости от уровня его организации является свойством телесного
или психического носителя, а, скажем, сила мотива есть свойство самого мотива. Все это, так
сказать, парциальные, частичные носители разных уровней сложности и разных степеней
интегрированности. Высшим уровнем интеграции системы психических носителей является
личность как психический субъект-носитель своих свойств. 
Как было показано в первой главе, носитель как система является совокупностью не свойств, а
элементов. Свойства же системы являются ее принадлежностью именно как совокупности
этих элементов. Каждый рассмотренный уровень общности и интегрированности психических
процессов допускает, а в известных рамках даже требует изучения совокупности своих
свойств и каждого из них в отдельности в относительной абстракции от материала и структуры
самого носителя как множества своих элементов. Так, например, психофизика исследует
свойства ощущений, их пространственно-временные, модальные и, главным образом,
интенсивностные характеристики, на первых этапах абстрагируясь от материала и структуры
ощущения как системы своих элементов и как носителя своих свойств. И в меру этой
Hosted by uCoz