Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 338 
Next page End  

основных психодиагностических методов и их пока только начинающееся теоретическое
осмысление. Чем же обусловлена эта эффективность? 
Дело, по-видимому, заключается в том (и это отвечает общей логике и методологическим
закономерностям и принципам человеческого познания), что чем обширнее класс
высокоспецифических особенностей исследуемых явлений, тем более универсальными
должны быть признаки, общие для них всех. Психические явления не составляют тут
исключения. Иначе говоря, только самые универсальные характеристики психики общи для
всех многосторонних и многоаспектных частных и специфических ее проявлений,
воплощенных в личности. Если взять, например, особенности интеллекта, который по своему
уровневому расположению гораздо ближе, чем, скажем, сенсорика, примыкает к личностному
интегралу, то именно в силу их большей специфичности они не могут охватить всех
многоаспектных и многокомпонентных особенностей эмоциональной и регуляционно-волевой
сфер личности. Тем более это справедливо по отношению к каким-то отдельным компонентам
интеллектуальных свойств, связанным не с интеллектом в целом, а, допустим, только с
мышлением; здесь еще более явно выражается невозможность охватить многоаспектные
свойства личности частными особенностями какого-то одного психического процесса. 
Из этих простых сопоставлений, воплощающих с логической своей стороны закон обратной
пропорциональности объема и содержания, ясно следует, что чем более частные и
высокоспецифичные характеристики должны быть охвачены соответствующим методом
измерения, анализа и психодиагностического заключения, тем более общий характер должна
носить соответствующая система единиц измерения. Аналогично тому как в основании
физической системы единиц измерения лежат единицы пространства, времени и энергии
(сантиметр, секунда, грамм), в основании системы психологических средств измерений, а
затем и психологических единиц измерения должны лежать единицы, относящиеся к самым
универсальным параметрам психики. Соответственно тому, как это имеет место в физической
системе единиц, искомая и здесь уже частично выявленная родовая специфичность
психической ткани может и должна быть выражена в единицах измерения особенностей
структуры психического времени, психического пространства, специфических форм выражения
психологической интенсивности (психологической энергетики) и, конечно, психологической
качественной специфичности. Эти исходные единицы измерения естественным образом
должны быть воплощены в характеристиках первой подгруппы, составляющей общий
компонент всех перечней эмпирических характеристик психических процессов,
принадлежащих ко всем классам психологической триады. 
Выявив, в общем достаточно элементарное, но в традиционной психологии обычно не
принимаемое в расчет соотношение универсальных и высокоспецифических признаков,
естественно прийти к выводу, что именно универсальные характеристики пространственно-
временной и модально-интенсивностной организации психических явлений, взятые в
адекватных, правильных сочетаниях (которые как раз и улавливаются с помощью метода
факторного анализа), воплощают в себе особенности всех уровней организации психических
явлений вплоть до личностного интеграла. Это еще раз подтверждает, что выявить,
зафиксировать и измерить специфичность и поставить психологический диагноз нельзя без
знания общих закономерностей и без такой системы психологических единиц измерения,
которая имела бы в своем основании исходные универсальные единицы измерения,
выражающие родовую специфичность психики. На такой основе исходных характеристик
должны строиться все производные единицы измерения, отражающие особенности уже более
частных психических процессов на различных уровнях их иерархической системы. Решение
этой задачи, в свою очередь, требует построения общей теории психологической размерности
единиц измерения, в основании которой лежала бы система исходных единиц, над которой
затем, как было сказано выше, надстраивалась бы иерархическая многоуровневая система
производных единиц измерения, воплощающих в себе особенности всех трех классов
психологической триады и затем их интеграции в более крупные блоки, вплоть до личности как
субъекта своих свойств и состояний. 
Hosted by uCoz