Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 338 
Next page End  

Характер этих сигналов и степень их сложности различны, и определяются они уровнем
организации того целостного рефлекторного акта, в составе которого функционируют. 
В сеченовской концепции нервные процессы в простейших гомеостатических реакциях,
сенсорно-перцептивные психические процессы в элементарных поведенческих актах и
интеллектуально-эмоциональные процессы в сознательных, собственно человеческих
действиях объединены общностью сигнально-регуляторной функции по отношению к
эффекторному, собственно рабочему звену рефлекса. Возрастание степени сложности
соответствующих рефлекторных актов определяется усложнением структуры сигнальных
нервных и нервно-психических компонентов, управляющих исполнительными звеньями этих
рефлексов. 
Таким образом, основные положения рефлекторной концепции сводятся к следующим: 
1.
Принцип рефлекса охватывает функции всех иерархических уровней нервно-мозгового
аппарата и выражает общую форму работы нервной системы. 
2.
Психофизиологическую основу ментальных явлений образуют процессы, по
происхождению и способу осуществления представляющие собой частную форму
рефлекторных актов. 
3.
Целостный рефлекторный акт с его периферическим началом, центром и
периферическим конечным звеном составляет далее недробимую функциональную
единицу субстрата (психофизиологической основы. – Прим. ред.) психических
процессов. Дальнейшее дробление и абстрагирование переходит, как упоминалось, тот
"предел, в сфере которого мысли соответствует еще реальная сторона дела". Именно
поэтому нельзя обособлять центральное, среднее звено этой целостной единицы
субстрата от ее "естественного начала и конца". В противном случае путь к раскрытию
механизмов специфических характеристик психики оказывается закрытым. 
4.
В структуре рефлекторного акта как целостной единицы нервные и нервно-психические
компоненты объединены общим функциональным принципом: они играют роль
сигналов-регуляторов по отношению к исполнительному звену акта; рефлексам разных
уровней сложности соответствуют различные по структуре и предметному содержанию
регулирующие сигналы.
Таким образом, в рамках старой схемы тезис о необособимости центрального звена акта от
его начала и конца и тезис о сигнальной функции психических компонентов рефлекса по
отношению к его рабочему эффекту оказываются в альтернативных отношениях. Вопрос о
специфике эффекторного звена психических актов остался, следовательно, открытым. Тем
самым представление о мозговом центре рефлекторного акта как о последнем звене
механизма психического процесса и его единственном и окончательном субстрате сохранило
под собой почву и продолжало оставаться распространенным до самого последнего времени. 
С другой стороны, поскольку и положение о необособимости центрального звена акта от его
периферических концов и тезис о сигнальной функции этих средних нервно-психических
компонентов по отношению к исполнительному концу рефлекса оказались теоретически и
эмпирически надежно обоснованными, последующее развитие с необходимостью привело к
внесению корректив не в эти принципиальные обобщения сеченовской концепции, а в старую
декартовскую схему, которая ставила различные компоненты этих верных обобщений в
отношения мнимой логической альтернативы. 
Психофизиологическая концепция И. П. Павлова
Следующий этап рефлекторной теории психических процессов, почти полностью исчерпавший
внутренние возможности развития ее категориального аппарата и эмпирического материала,
был реализован в концепции И. П Павлова (1949, 1952) и его школы. В настоящем контексте
целесообразно, оставив в стороне все конкретное содержание открытых Павловым
Hosted by uCoz