Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 338 
Next page End  

развернутости плоскостей в трехмерном пространстве. В результате симультанирования
последовательных временных компонентов ощущений движения образы плоскостей,
отдельных друг от друга и от рецепторной поверхности "третьим измерением", включаются в
единую симультанную пространственную структуру. Это и составляет элемент дистантной
проекции уже внутри контактного ощущения. Важно заметить, что образ, объективированный в
рисунке 3, еще не содержит конкретной пространственной структуры отдельного объекта, но
уже воплощает в себе общую трехмерную пространственную схему, формирующуюся как
результат отображения движения. 
Повседневный опыт и специальные данные экспериментальных исследований на животных и
человеке свидетельствуют о том, что отображение пространственного перемещения
существует и в области слуховой модальности. Хотя экспериментальных исследований,
непосредственно посвященных слуховому отображению движения, еще очень мало (см.
Носуленко, 1990), все же имеются факты, не оставляющие сомнений относительно
эмпирической обоснованности сформулированного заключения. Так, в исследовании С.
Стивенса испытуемые отображали изменяющуюся координату звучащего репродуктора,
расположенного на конце вращающейся балки и меняющего свое положение (Стивенс, 1963).
Хорошо известно, какую важную роль играет слуховое отображение пространственного
перемещения источника звука за пределами зрительного поля. Особое значение имеет эта
функция слуховых ощущений при ограниченной сенсорной основе, когда зрительные
ощущения вообще отсутствуют. Экспериментальная психология располагает фактами,
свидетельствующими о том, что и в области слуховых ощущений отображение меняющейся
координаты, т.е. воспроизведение движения, ведет к формированию симультанной
пространственной структуры образа. 
Так, в экспериментах Н. Г. Хопрениновой (1961) производилось перемещение источника звука
(постукивание карандашом) по контурам различных объектов. Опыты показали, что в этих
условиях и у слепых, и у зрячих испытуемых формировались образы пространственной
структуры тех объектов, по контурам которых происходило перемещение источника звука. 
Слепые испытуемые производят такое слуховое дифференцирование пространственной
структуры быстрее и адекватнее, но и у зрячих оно в ряде случаев доходит до 100%, в
особенности при вторичном предъявлении (Хопренинова, 1961). Совершенно ясно, что образ
пространственной структуры отдельного объекта в этой ситуации формируется именно
потому, что его контур совпадает с траекторией движения источника звука. Сукцессивный
пространственно-временной образ последовательной смены координаты, воплощенный в
траектории, преобразуется в симультанную собственно пространственную структурную схему.
Особый, искусственный и частный характер этой экспериментальной ситуации состоит как раз
в том, что траектория перемещения источника звука совпадает с контуром отдельного
объекта. Именно в силу этого совпадения сенсорная слуховая структура доведена здесь до
перцептивного отображения формы. В обычных условиях формирования слуховых ощущений
этого не происходит. Общая же закономерность, вскрытая этим "частным случаем", но
представленная и в других естественных условиях слухового отображения перемещений,
состоит в том, что временная последовательность компонентов образа траектории движения
преобразуется в симультанную структуру и формирует одновременную схему слухового
пространства. Указанные факты говорят о существовании слухового эквивалента упомянутых
выше зрительных и тактильных феноменов симультанирования сукцессивного ряда, в которых
собственно пространственная схема, включающая в себя парадокс проекции, выступает не как
готовая исходная предпосылка, а как результат отображения движения в единстве его
пространственновременных характеристик. Что касается пространственных компонентов в
сенсорных процессах обонятельной модальности, то в силу редуцированности ее функций у
человека экспериментальный материал здесь очень ограничен. Имеются, однако, важные
факты, полученные в исследованиях пространственной ориентации у животных. Так,
исследованиями И. С. Бериташвили (1952), специально направленными на выявление роли
ощущений разных модальностей в отображении пространства, показано, что при выключенном
зрении животное (кошка) может ориентироваться в пространстве на основе регулирующей
Hosted by uCoz