Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 338 
Next page End  

Явная эмпирическая специфичность ощущения как простейшего психологического сигнала по
сравнению с сигналом нервным совершенно отчетливо проявляется в области его
качественной характеристики. 
Такой "хрестоматийной" качественной характеристикой ощущения является его модальность.
Специальные модальные характеристики различных видов ощущений, которые отличаются
друг от друга и классифицируются прежде всего именно по показателям модальности, сами по
себе не будут предметом рассмотрения, поскольку для заключения о форме организации
сенсорных сигналов необходимо учесть в первую очередь их общие характеристики. 
Такая общая сущность модальности состоит в наличии качественной специфичности каждого
из видов ощущений по сравнению с другими и определяемой физическими или физико-
химическими особенностями тех раздражителей, которые адекватны для данного
анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного
ощущения, являются, как известно, цветовой тон, светлота и насыщенность, слухового –
высота тона, громкость и тембр, тактильного – твердость, гладкость, шероховатость и т.д. Во
всех видах ощущений модальные характеристики органически взаимосвязаны с
характеристиками пространственно-временными. Если пространственно-временная структура
ощущений в ее парадоксальной специфичности составила один из существенных моментов
философских дискуссий по проблемам генетизма и нативизма, в частности априоризма, то
вопрос об отношениях разных модальных характеристик ощущения к особенностям их
физических раздражителей составил главное содержание классической философской
проблемы первичных и вторичных качеств. Эмпирические основания этой проблемы
заключаются в реальном факте различных степеней объективности (инвариантности)
отображения физических качеств в разных ощущениях. 
Так, ощущение твердости и упругости поддается описанию в тех же терминах, в которых
физика описывает эти свойства. Модальные же характеристики зрительного или слухового
ощущения (цветовой тон или звуковысотные различия в их качественной специфичности)
дифференцируются с помощью терминов (красный цвет, низкий звук и т.д.), не совпадающих с
физическим описанием тех качеств непосредственных раздражителей (частота световых или
частота звуковых волн), которые соответствуют этим модальным характеристикам. Физика не
приписывает световой волне свойства красного или зеленого, но имеет все основания считать
твердость или упругость объективным свойством физических тел. Современная
психофизиология вскрывает эмпирические основания этих различий: такое несовпадение
специфичности ощущения с физическим описанием соответствующего качества неизбежно
возникает только в ситуации, когда непосредственный раздражитель (например,
электромагнитная волна) и отображаемое свойство макропредмета (например, видимая
поверхность тест-объекта) не совпадают – мы видим предметы, а не электромагнитное поле.
Когда же это физическое свойство, непосредственно раздражая рецептор (например,
шероховатость или упругость твердого тела), является вместе с тем и объектом отображения
в ощущении (в данном случае в ощущении шероховатости или упругости), такого расхождения
не возникает. И эти различия имеют свои явные эквиваленты в различиях механизмов
ощущений разных модальностей (Веккер, 1959 а). Таковы те существенные различия в
модальных характеристиках, которые нельзя обойти в эмпирическом описании общей природы
модальности сенсорных процессов. 
Главным же фактом, воплощающим в себе эту общую специфику модальности сенсорных
процессов по сравнению с нервными, является, во-первых, как упоминалось, наличие
принципиальных различий по качеству между ощущениями разных видов и, во-вторых, то
обстоятельство, что независимо от меры соотношения субъективных и объективных
(инвариантных) компонентов модальности эта характеристика в ее непосредственном
качестве открывает субъекту качественные различия свойств отображаемого объекта и
первично описывается именно в терминах этих предметных качеств. 
Hosted by uCoz