Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 338 
Next page End  

ПРИРОДА ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА
Общая задача нашего исследования, обозначенная в названии главы, была сформулирована
в рефлекторной теории Сеченова-Павлова прежде всего применительно к проблеме наиболее
элементарных психических процессов – чувственных образов, и, в частности, осязательных
ощущений и восприятий. 
Образ как регуляторный компонент рефлексов
Так, И. М. Сеченов вскрывает рефлекторную природу образа и со стороны его жизненного
значения в общей приспособительной деятельности организма, и со стороны механизмов его
формирования как предметного отражения действительности. Жизненное значение образа в
приспособительной деятельности заключается в его регулирующей роли по отношению к
исполнительным рефлекторным эффектам. "Ощущение, – пишет И. М. Сеченов, – повсюду
имеет значение регулятора движений". Отражая предметные условия и регулируя протекание
действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на
которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают. Таким образом действия
приобретают целесообразный или приспособительный характер. 
Это общее положение об образе как регуляторном компоненте рефлексов И. М. Сеченов
(1952) конкретизирует и по отношению к осязательному образу: "Как только глаз перестает
следить за работой, движения остаются под естественным контролем осязательномышечного
чувства в самой руке, связанного с рабочими движениями" (с. 610-611). 
В соответствии с вышеуказанным общим положением осязательный образ выступает здесь
контролером и регулятором исполнительных, рабочих рефлекторных эффекторов руки. Но
будучи регуляторным компонентом рефлексов по отношению к их исполнительным
"практическим" эффектам, чувственный образ, с точки зрения И. М. Сеченова, является
вместе с тем по механизму своего формирования и продуктом последовательных рефлексов
"во всех сферах чувств". 
Однако в этой глубокой и последовательной концепции все же еще остается открытым вопрос
о конкретной интерпретации положения о чувственном образе как результате рефлексов: с
каким из звеньев рефлекторной дуги всего рефлекторного процесса связан образ? 
Положение И. М. Сеченова о чувственных образах как регуляторах движения находит свое
продолжение во взгляде И. П. Павлова на ощущения, восприятия и представления как на
первые сигналы действительности. Все эти виды чувственных образов несут, по мысли
Павлова, свою сигнальную функцию по отношению к исполнительным рефлекторным
эффектам, т.е. направляют или регулируют их. Это общее положение о сигнальной функции
ощущений Павлов, как и Сеченов, специально подчеркивает, в частности, по отношению к
кожным ощущениям. 
Считая, что чувственные образы, являясь продуктами работы анализатора, несут сигнальную,
регулирующую функцию по отношению к исполнительным эффектам рефлексов, И. П. Павлов
вскрывает вместе с тем рефлекторный принцип работы самого анализатора. Рассматривая
вопрос о механизмах отражения действительной величины предмета в зрительном
анализаторе на основе взаимосвязи показаний сетчатки, глазных мышц и осязания, И. П.
Павлов указывает, что физиолог "констатирует механизм условного рефлекса" в зрительном
анализаторе. Таким же образом он определяет и рефлекторный механизм восприятия,
формулируя положение о том, что "перцепция, если разобраться, есть условный рефлекс и
ничего больше". Ряд положений позволяет сделать вывод о том, что динамика ощущения и
представления подчиняется тому же закону, что и динамика двигательных рефлекторных
эффектов. Анализируя механизм патологической динамики ощущений и представлений при
так называемом "чувстве овладения" и устанавливая, что таким механизмом является
Hosted by uCoz