Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 338 
Next page End  

феноменом, воплощающим в себе воспроизведение в образе трехмерной пространственной
структуры видимого объекта или его рельефа, является стереоэффект. Обобщая большой
экспериментальный материал исследований пространственных характеристик зрения, А. И.
Коган прямо указывает, что, кроме восприятия удаленности данного объекта относительно
других, "стереоэффект включает ощущение объемности предмета" (Коган, 1971). В
экспериментальной психофизиологии описаны как монокулярный (менее известный), так и
широко известный бинокулярный стереоэффекты. 
При анализе пространственной структуры ощущений мы пытались показать, что
пространственная схема сенсорного поля, отображающая внешнюю метрику объекта,
является производной по отношению к отражению движения, воспроизведение траектории
которого неизбежно включает и образ пространства. Поскольку образ рельефа, или
трехмерности самого объекта, представляет собой частную форму трехмерности всего
пространственного поля, естественно ожидать, что и эмпирическая феноменология
стереоэффекта содержит факты, характеризующие эту первичную роль отображения
движения. Действительно, при монокулярном стереоэффекте "основным фактором восприятия
относительной удаленности считается параллакс движения (монокулярный параллакс в
отличие от диспарантности – бинокулярного параллакса)" (там же). Феномен этот состоит в
том, что при перемещении объектов относительно наблюдателя воспринимаемые смещения
точек, расположенных ближе и дальше фиксируемой, противоположны по направлениям. Тем
самым относительная удаленность разных точек, формирующая образ объемности,
оказывается производной по отношению к образу направления перемещения. Такая же
исходная роль восприятия движения в формировании монокулярного стереообраза отчетливо
проявляется в так называемом кинетическом эффекте глубины, который после Метцнера
воспроизведен Г. Уоллахом и Д. О'Коннелом (Wallach, O'Connel, 1953). Поскольку феномен
этот состоит в переходе двухмерного восприятия теневых фигур при их мгновенном
изображении к отображению их трехмерности при их вращении с определенной скоростью, в
данном случае мы явно имеем дело с тем частным случаем стереоэффекта, который
относится к восприятию трехмерности не общей структуры пространственного фона, а именно
внутренней структуры объекта, относительной удаленности разных его компонентов.
Бинокулярный стереоэффект определяется диспаратностью, или пространственным
рассогласованием, обоих сетчаточных изображений. 
Определяющая роль бинокулярной диспарантности в стереоскопическом зрении привела
классическую психофизиологию зрения к выводу о первичности этого фактора и
замаскировала исходную роль двигательных и временных компонентов в построении образа
объемности или рельефности объекта. 
Между тем, как показывают данные П. Колерса (1970), эффект глубины или рельефности
объекта формируется и при замене бинокулярного пространственного рассогласования
сетчаточных изображений их монокулярным временным рассогласованием.
Последовательная смена временных компонентов раздражения приводит здесь к
структурированию такого заведомо пространственного компонента образа, как отображение
рельефности. Этот эффект по существу аналогичен кинетическому эффекту глубины Г.
Уоллаха и Д. О'Коннела, поскольку в обоих случаях имеет место последовательная смена
изображений. Здесь кинетический эффект глубины и эффект временной диспарантности,
взаимно подкрепляя друг друга, ясно свидетельствуют о факте преобразования
двигательновременных компонентов образа в его собственно пространственную
характеристику, воспроизводящую трехмерную структуру воспринимаемого объекта. Если к
этому добавить, что, по данным К. Огле (Ogle, 1950), в восприятии движения главную роль
играют монокулярные факторы, а в них, как об этом свидетельствуют приведенные выше
феномены, определяющее значение имеют двигательные и временные компоненты, то
производный характер рассматриваемой собственно пространственной характеристики
образа-отражения трехмерной внутренней метрики объекта, как и внешней метрики
трехмерного фона, приобретает серьезную эмпирическую обоснованность. 
Hosted by uCoz