Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 338 
Next page End  

С началом перестройки "открываются шлюзы" и Лев Маркович выезжает с семьей в США. И
здесь, вопреки всем скептическим прогнозам, 70-летнего эмигранта принимают на работу
сначала в корпорацию BDM, а затем в Университет Джорджа Мейсона, расположенный
неподалеку от Вашингтона. В этом университете Л.М. и трудится в настоящее время, сочетая
обязанности профессора факультета психологии с работой в Институте перспективных
исследований им. Ш. Краснова. 
В Америке, ставшей для Льва Марковича второй родиной, он работает над тремя книгами. Две
из них – "Эпистемология и история мировой когнитивной психофизиологии" и
"Психофизическая проблема как стержень научной психологии" – уже завершены. Работа над
третьей книгой – "Ментальная репрезентация физической реальности" – осуществляется в
соавторстве с американским коллегой Джоном Алленом, профессором университета Джорджа
Мейсона, и в настоящее время продолжается. 
За время жизни в США Лев Маркович четырежды приезжал в Россию, выступал с лекциями в
Москве и СанктПетербурге, многие часы провел в общении с коллегами, оказывал
практическую помощь отделу по работе с персоналом Санкт-Петербургской атомной
электростанции. 
Такова внешняя канва профессиональной биографии Л.М. Веккера. Внутренним же ее
содержанием был и остается неустанный поиск ответа на вопрос о природе и механизмах
человеческого познания. Эту задачу Лев Маркович осознал, еще будучи подростком. Он до сих
пор отчетливо помнит, как, глядя в окно, задумался о том, почему он видит людей, идущих по
улице, там, где они действительно находятся, хотя реально их изображение расположено на
сетчатке его глаз. И как, передвигая свои очки на различное расстояние от глаз, наблюдал
меняющиеся изображения предмета и удивлялся, что предмет остается одним и тем же, а его
образы меняются. Выстраданность сегодняшних ответов Л.М. Веккера на эти вопросы я
особенно остро почувствовал, когда однажды Л.М. показал мне тетрадь со студенческим
докладом, где кратко была изложена принципиальная схема того, что мы все впоследствии
слышали на лекциях и читали в книгах Льва Марковича. 
Книги и работы Л.М. не издавались в нашей стране с начала 80-х гг. Учитывая острую
потребность в повышении уровня теоретической подготовки будущих психологов, программа
"Высшее образование" Института "Открытое общество" приняла решение издать данное
учебное пособие, составленное на основе ранее опубликованных работ Л. М. Веккера. 
Эти работы составляют важную часть отечественной культуры. Они очевидным образом
связаны с традициями российской науки, представленной трудами И.М. Сеченова, И.П.
Павлова, Н.А. Бернштейна. Но творчество Л.М. Веккера, как это ни покажется странным, было
вписано и в далеко не однородный культурно-идеологический контекст советского общества. 
Основной пафос деятельности Л.М. – решение проблемы объективности человеческого
познания, определение его возможностей и ограничений и поиск тех психологических
механизмов, благодаря которым эти возможности реализуются. И хотя первоначально эта
проблема возникла перед Львом Марковичем как чисто научная, постепенно она приобрела
для него и важный социальный смысл как форма противостояния фальши и лжи, опутывавшей
советскую общественную и государственную жизнь. Ирония ситуации состояла в том, что Л. М.
произносил в своих работах и выступлениях те же слова, которые составляли лексикон
официальной советской идеологии – "материализм", "отражение", "познаваемость мира" и др.,
но использовал их как реальные инструменты познания, последовательно проводя те
принципы, которые в официальной идеологии лишь декларировались, чтобы прикрыть прямо
противоположные по смыслу подходы. 
Работы Л.М. Веккера трудно представить вне полемики (часто скрытой), которую он вел с
господствовавшими в советской психологии представлениями, с архетипами, если можно так
выразиться, советского психологического мировоззрения. Так, например, в предлагаемой
Hosted by uCoz