Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 338 
Next page End  

показателями константности, поскольку диапазон максимальной адекватности всех этих
характеристик связан с их устойчивостью и сохранностью в условиях изменяющегося
воздействия непосредственных раздражителей. Но именно потому, что такая сохранность
является сквозным свойством образа, присущим всем его первичным характеристикам, в
предшествующем анализе по необходимости были использованы соответствующие факты
каждой из форм константности, выделить последнюю в качестве общей характеристики,
охватывающей все предыдущие, представляется целесообразным после рассмотрения
пространственно-временной структуры, модальности и интенсивности. 
Глава 9
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА
Поскольку в данном контексте дается лишь эмпирическое описание основных свойств образа,
вопрос о теоретической трактовке понятий не рассматривается (см. Веккер, 1974). 
Предметность перцептивного образа
Несмотря на то что понятие предметности образа часто употребляется в психологической
литературе, оно остается чрезвычайно расплывчатым по содержанию. Дело, однако, в том,
что теоретической неопределенностью этого понятия в значительной мере определяется
отсутствие в экспериментальной психологии четко очерченного круга феноменов и
характеристик, относящихся к категории предметности. Из множества разнородных фактов в
данном контексте отобраны и отнесены к свойству предметности лишь основные
экспериментально выявленные феномены, выражающие специфику максимально
структурированного перцептивного образа по сравнению с сенсорным именно по показателю
предметности в конкретном значении этого слова, т.е. характеристики отражения предмета как
пространственно обособленной, отдельной физической вещи. Такая ориентировка
обусловлена тем, что перцептогенез представляет собой, как показано выше, поэтапное
развертывание именно образа внутренней структуры, или внутренней метрики, отдельной
вещи как объекта отражения. 
Первый прямо относящийся к этому аспекту принципиальный феномен – выделение фигуры
из фона – был экспериментально изучен и описан Э. Рубином. Феномен заключается в том,
что все перцептивное поле, прежде всего поле зрения, отчетливо расчленяется, как это
непосредственно демонстрируют известные образцы так называемых двойственных
изображений, на разнородные части (рис. 5). 
Hosted by uCoz