Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 338 
Next page End  

Рисунок 5. "Фигура" и "фон" (по Э. Рубину)
К одной из них относятся фигура или предмет, которые, по выражению Э. Рубина, обладают
характером вещи (Dingcharakter), к другой – фон, на котором вещь воспринимается и который,
в отличие от предмета, обладает характером материала (Stoffcharakter). Это
противопоставление феноменологически выражается прежде всего в том, что предмет
воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и отграниченное целое,
фон же – как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета
поле. Таким образом, фигура, по словам С. Л. Рубинштейна (1989), "обладает как бы большей
предметностью". Фундаментальный характер такой разнородности и противостояния этих двух
компонентов, или основных "блоков", перцептивной структуры демонстративно
обнаруживается в том, что если предмет и фон меняются местами, то часть, бывшая ранее
фигурой и ставшая фоном, сразу утрачивает свою очерченность и приобретает
неопределенный, бесструктурный характер. Так, белая ваза на рисунке (или белый крест)
начинают восприниматься как однородный неструктурированный "материал" (Stoff). 
Основное эмпирическое содержание феномена заключается, таким образом, в том, что
перцептивная структура расчленяется на образ пространства, в котором находится и к
определенной координате которого относится данный предмет, и на образ самого предмета.
Именно второй компонент в его отчлененности от первого и в своей внутренней
расчлененности и составляет ту "существенную добавку", которая приобретается на
собственно перцептивном уровне в отличие от уровня сенсорного. Результат добавления
этого собственно перцептивного компонента обнаруживает себя в расчленении структуры
сенсорно-перцептивного поля на два "слоя", первый из которых – общий пространственно-
временной фон – представляет исходный сенсорный уровень как необходимую "сцену" и
фундамент собственно психической организации процесса, а второй выражает перцептивную
надстройку – воспроизведение конкретных объектов как разыгрывающихся на этой сцене
событий. Из этой вычлененности предмета как замкнутого обособленного целого вытекает
упоминавшаяся уже выше особая роль восприятия формы в организации именно
перцептивного образа, поскольку форма воплощает целостно-пространственную структуру
данной вещи. Именно поэтому форма является одним из главных эмпирических воплощений
перцептивной структуры как целостного "гештальта". Этим же определяется и значение
контура как "раздельной грани двух реальностей" (И. М. Сеченов), или линии, извне и изнутри
ограничивающей данную форму. 
В описанных феноменах свойство предметности характеризует пространственно-предметную
структурированность перцепта, иногда обозначаемую как свойство структурности восприятия.
Между тем, это специфически вторичное (как и константность) свойство получает свое
выражение не только в пространственновременной структуре образа, но и в других его
первичных характеристиках – в интенсивности и модальности. Существенный
экспериментальный факт, очень отчетливо воплощающий в себе проявление свойства
предметности образа в области его интенсивностной характеристики, выявлен, как и феномен
выделения фигуры из фона, в контексте исследований гештальтпсихологии, в частности в
Hosted by uCoz