Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 338 
Next page End  

заключается в том, что, в отличие от всех существующих ныне физических или технических
форм сигналов-изображений (механический отпечаток, фото-, теле– или киноизображение), в
которых пространственные характеристики (например, величина или форма) могут быть
обособлены от модальных и интенсивностных и представлены независимо от последних, в
перцепте пространственно-временные, модальные и интенсивностные характеристики
необособимы друг от друга. В зрительном образе форма необособима от цвета и светлоты, в
осязательном – от твердости, гладкости, упругости и т. д. Это создает специфику
предметности психического изображения, благодаря которой внешний предмет представлен в
образе в такой полноте своих объективно взаимосвязанных свойств, что возникает иллюзия
отождествления предмета и образа. 
Целостность перцептивного образа
Уже в рамках описания свойства предметности по существу был затронут ряд феноменов,
непосредственно примыкающих к феноменологическому выражению свойства целостности
перцептивного образа. И такое взаимопроникновение не случайно, поскольку предметность и
целостность органически взаимосвязаны. Поэтому воплощающие их эмпирические факты
получены в контексте исследований одного и того же экспериментально-психологического
направления – гештальт-психологии. Если предметность характеризует различие в типе связи
между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями
этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает
общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной
структурой. 
Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с
другом, а именно к отношениям этих разных частей к целому. Гештальтпсихологией
эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта – влияние
целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главное эмпирическое
существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к
первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над
восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о
наличии нескольких различных проявлений такого доминирования. Первая из форм
доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же
элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это
отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений (рис. 6). 
Hosted by uCoz