Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 338 
Next page End  

производные, или свойства "второго порядка". Сюда относятся константность, предметность,
целостность и обобщенность, каждая из которых действительно проявляет себя во всех
первичных (и пространственно-временных и модально-интенсивностных) характеристиках.
Этот набор характеристик и представлен не схеме 6. 
Признаки вторичного образа, или представления:
неустойчивость, фрагментарность, обобщенность
Поскольку представления воплощают в себе один из видов памяти, к ним необходимо будет
вернуться в соответствующей главе, посвященный общему анализу процессов памяти. В
данном же подразделе рассматриваются лишь те аспекты, которые составляют необходимую
предпосылку для последующего анализа природы психики. 
Следующий шаг продвижения от перцептивных процессов вперед ведет от первичных
(сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, т.е. к извлеченным из памяти первым
сигналам", которые воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают
объекты, в данный момент не Бездействующие на рецепторную поверхность анализатора.
Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением
вторичных образов в системе психических процессов. 
Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные
психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные
мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже
"специально человеческий" уровень психической информации. Уже рассмотрение такого
важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает
перечень эмпирических характеристик перцепта и является "сквозным" параметром всех
психических процессов, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. 
Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к
определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, т.е. в данный момент
совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является, как
упоминалось, включенность апперцепции, т.е. образов, сформированных в прошлом опыте и
воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый
актуальный перцепт. Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления,
аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков
строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность перехода от
перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов,
однородных по какой-либо совокупности своих признаков. 
Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями как в исходном
пункте анализа – при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе
теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории
"первых сигналов". Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием
наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым может быть
прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия
непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является
трудно поддающейся фиксированию "летучей" структурой. В связи с этим
экспериментальнопсихологическое исследование вторичных образов, вопреки его
теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных,
сенсорноперцептивных образов. Здесь очень мало "устоявшегося" эмпирического материала,
а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрознены. В качестве необходимой
эмпирической базы теоретического поиска мы приведем лишь суммированные результаты
систематизации этих эмпирических данных, представленные не в виде их детального
описания, а в виде перечня основных характеристик вторичных образов (схема 7),
сопровождаемого лишь минимумом необходимых пояснений и ссылок на литературу. 
Hosted by uCoz