Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 338 
Next page End  

координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры
("пустое пространство"). 
3.
Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 
a.
в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в
представлении об Исаакиевском или Казанском соборе, как это показано в
работах Б. Г. Ананьева); 
b.
в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого
пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта
(Сорокун, 1968).
4.
Преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном
образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях.
Оно выражается в схематизации образа, описанной Б. Ф. Ломовым (1971). В
связи с вопросом о влиянии структуры представления на процесс узнавания и на
организацию моторного акта доминирование топологической схемы над
геометрической формой выявлено и описано Н. А. Бернштейном (1966).
Поэтапность и многоуровневый характер такой "топологизации формы" в
представлении выявлен в экспериментах М. В. Лещинского (Веккер, Лещинский,
1970). 
Такого рода акцент топологической схемы, патологически усиленный
расстройствами памяти, вскрыт также в исследованиях нарушений памяти и
наглядно представлен в соответствующих рисунках больных (Тонконогий,
Цуккерман, 1965). 
5.
Симультанность, или "временная панорамность", представлений заключается в
том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют
тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру,
в которой эта последовательная динамика очень затушевана или не
воспроизводится совсем. По отношению к слуховым музыкальным
представлениям, которые воспроизводят не последовательное развертывание, а
одновременноцелостную структуру музыкального произведения, это показано Б.
М. Тепловым и подчеркнуто Ж. Адамаром (Теплов, 1986; Адамар, 1970). В
области осязательных представлений такое преобразование
последовательнодвигательных компонентов в одновременную структуру
выявлено в ряде исследований (Веккер, 1951; Ананьев, Веккер, Ломов,
Ярмоленко, 1959). 
6.
Совершающиеся во вторичном образе сдвиги в воспроизведении длительности
установлены в многочисленных исследованиях, данные которых обобщены С. Л.
Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка.
Закон этот состоит в том, что "чем более заполненным и, значит, расчлененным
на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он
представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения
психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени"
(Рубинштейн, 1940). 
7.
Что касается третьей временной характеристики – большей прочности
сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной
длительностью, – то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые
обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем
сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная
последовательность сохраняется гораздо полнее.
II.
Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и
выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) состоят в том,
что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам
восприятия цвета в затрудненных условиях: образ смещается в сторону основных
цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают тем в большей
мере, чем более длительным является срок хранения образа (Карпенко, 1940). 
Hosted by uCoz