Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 338 
Next page End  

которых не только действие является средством развития мышления, но и мысль является
необходимым средством текущей организации практического действия, предваряющим его
фактором, несущим программирующую и регулирующую функцию. Поскольку, однако,
регулирующую функцию по отношению к практическому действию несет и более
элементарный первосигнально-образный уровень психики, однозначное прочерчивание этой
образно-мыслительной границы требует четких критериев различения программ и способов
сенсорно-перцептивной и мыслительной регуляции поведения. Различия же в
программировании и регуляции вытекают из специфики структуры этих двух разноуровневых
форм психических регуляторов – образа и мысли. 
Смысл основных выводов предварительного анализа исходных позиций в постановке
проблемы мышления состоит в принципиальной двухуровневости структуры познавательных
процессов. Исходный образный уровень первосигнальных регуляций определяется
общебиологическими закономерностями развития психики как результата и фактора
эволюции. 
Второй, производный уровень, т.е. уровень мыслительного познания и второсигнальных
регуляций, является результатом включения факторов социальноисторической детерминации
в ход органической эволюции. В этом выводе итоговый смысл концепции И. П. Павлова о двух
сигнальных системах и, соответственно, о двух уровнях сигналов, управляющих поведением.
Что же касается того среднего уровня собственно психологических теоретических обобщений,
к которому главным образом относится данное исследование, то здесь как раз и
сосредоточено основное рассогласование между разными формами анализа, поскольку
проведение четкой дифференциации психологической структуры этих двух уровней (образного
и мыслительного) оказывается чрезвычайно трудным. 
Поиск явного образно-мыслительного "сечения" по параметрам психологической структуры
проводится на основе стратегии, общей для всего исследования. В соответствии с этой
стратегией необходимо составить перечень основных эмпирических характеристик мышления,
выявленных экспериментальной психологией. 
Однако при составлении перечня основных эмпирических характеристик мыслительных
процессов, сразу же возникают существенные трудности. В силу значительно большей
структурной сложности мыслительных процессов по сравнению с сенсорно-перцептивными
фактический материал экспериментальной психологии здесь гораздо более разноплановый,
менее однородный, описанный с меньшей точностью и менее однозначный по своим
конкретным параметрам. Поэтому его очень трудно упорядочить в эмпирическом перечне,
составленном по определенным критериям. Главное же и значительно более принципиальное
затруднение состоит в том, что сам по себе наличный состав фактического материала
экспериментальной психологии мышления в очень значительной мере предопределен
предшествующими теоретическими установками. Если его не подвергнуть существенному
переосмыслению, то невозможно найти преемственную связь составляемого эмпирического
перечня с наборами основных характеристик первичных и вторичных образов. 
Глава 11
РОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
Hosted by uCoz