Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 258 
Next page End  

Поступающие от рецепторов сигналы анализируются на основе накопленных памятью стереоти-
пов. При недостаточности этих сведений головной мозг да¸т соответствующие команды органам тела
для уточнения характера воспринимаемого объекта. Движение психики не сводится только к однократ-
ной рецепции, а включает ряд действий для опознания объекта и определения его значения в жизни жи-
вотного. Весь этот процесс выступает в качестве многократного восприятия объекта на основе произво-
льной и специальной рецепции его органами чувств.
Особенностью умствования является образование стереотипов на основе собственного опыта,
установок и т. п. Так как эти программы возникают на основе индивидуально приобретенного опыта, то
могут существенно различаться у особей в зависимости от конкретных условий. Например, одомашни-
вание животных состоит в подавлении врожд¸нных программ боязни других животных, в том числе лю-
дей, специальным их приручением.
У
животных возникают различные «моторные реакции» на определ¸нные объекты реальности по
причине повторяющихся ситуаций. Восприятие каких-либо сведений об объекте при многократном вза-
имодействии с ним созда¸т у животного определенное представление, настраивает его на то, что и сле-
дующее действие должно быть таким же, а поэтому весь организм опережающе готовится ко всему ком-
плексу взаимодействий при реализации предстоящего действия — бежать к человеку или от него и т. д.
Воспринимая объект, головной мозг сопоставляет информацию о н¸м с имеющейся информацией
в памяти, идентифицирует е¸, определяет объект и, соответственно, переда¸т команду органам действия.
Однако первично воспринятая информация могла оказаться неадекватной и головной мозг не отличил
бы  реальный объект от похожего и предпринятые действия или были бы бесполезны или бы привели к
гибели животного. Поскольку среда обитания животных состоит из иных форм животных, в том числе с
отношением хищник — жертва, то развивается мимикрия, маскировка и т.п. в качестве средства обмана
восприятия животным действительности.
Умствование есть результат онтогенеза животного, развивается им на основе собственного опыта
методом «проб и ошибок». В н¸м можно выделить два элемента: алгоритм обработки сведений и сово-
купность сведений («база данных») памяти. Людям также характерна эта форма отображения условий
жизни, т.е. умствование в чистом виде. В качестве единственной наиболее развитой формы отображения
мира она существует у детей с года до двух лет. Умствование развивается на основе научения в процессе
совместной жизни. Человек приучается ощущать мир и тем самым воспринимать его таким образом,
чтобы обеспечивать сво¸ благополучие. Деятельность людей методом «проб и ошибок», имеющая важ-
ное значение в их жизни, базируется на этой форме отражения мира. Однако только такое восприятие
мира людьми грозит им многими опасностями и недостаточно в отношении многих форм их деятель-
ности.
Недостаточность данной формы отражения мира людьми вед¸т к осознанию ими этого, а поэтому
они не всегда доверяют такому отображению и исправляют его на основе более развитых форм деятель-
ности головного мозга. Например, при определ¸нных условиях у человека «не дрогнет мускул на лице»,
поскольку он знает на основе более развитых форм восприятия мира о безопасности, скажем, мчащегося
на расстоянии 0.5 метра поезда метро.
2.6. Рассудок
Учись, мой сын:  наука сокращает нам 
опыты быстротекущей жизни.
А.С. Пушкин [141,Т.2,с.292].
2.6.0. Соображения
Рожд¸нный соображать мыслить не способен [157].
Ходячие формы мышления. [102,Т.23,с.552].
Соображение весьма различно у животных. Наиболее развито оно у высших животных. Специ-
фику отображения мира животными можно обозначим термином «соображение».  Соображение есть
специфическая форма нервной деятельности высших животных. Оно возникает в результате науче-
ния — передачи опыта жизни между поколениями в процессе общения. Соображение есть более раз-
витая, превращенная форма умствования и не отрицает самостоятельного значения последней в жизни
животных.
Основой соображения выступают простейшие формы языковой   коммуникации между животны-
ми. Научение происходит посредством  подражания — восприятия опыта других особей.  Основой на-
Hosted by uCoz