Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 258 
Next page End  

***
Умствование, созерцание, соображение, рассуждение, разумение представляют различные уровни
отображения мира людьми. Эти способности людей возникают на основе собственного опыта в процес-
се стихийного перенятия общественного сознания. Эти формы отражения мира в целом являются инту-
итивными. Интуиция возникает и вне специальных систем обучения. Особое значение для е¸ формиро-
вания имеют практические действия, деятельность, труд.  «... Подавляющую часть информации о себе
мир сообщает нам ... через кисть руки» [65], т. е. посредством практических действий руками.
Развитие интуиции представляет первоначально простое перенятие опыта общественной жизни,
а затем становится следствием развития интеллекта. Интуицию нельзя непосредственно развивать. Она
есть следствие стихийного перенятия опыта и развития интеллекта. Обучая жизни, в том числе развивая
интеллект, повышают тем самым и интуицию.
Интуитивное  существует посредством подсознательных действий с идеями, образами, мнени-
ями, понятиями. Оно открывает возможность предвосхищать, предсказывать будущее и тем самым по-
вышать успешность деятельности. Пытливость — основа развития интуиции. Интуиция есть более раз-
витая обобщ¸нная форма отражения мира по сравнению с инстинктом. Е¸ появление стало основой
жизни высших животных и людей. В то же время интуиция не есть высшая форма отображения мира
людьми. Высшей формой отображения мира людьми является  сознание и его ядро - интеллект как со-
знательное, детерминированное, алгоритмизированное отражение мира.  Формы сознания и  интеллекта
многообразны. Они возникают у человека на основе обучения, у которого «нет царских путей» — каж-
дый собственными усилиями должен «заплатить» за приобретение этой способности.
Интуитивные формы отражения мира людьми обеспечивают становление общества. Они являют-
ся базовыми и в современном обществе. Для большинства людей интуиция  - пока еще высший уровень
индивидуального становления. Не следует быть нигилистом в оценке этого уровня отражения мира лю-
дьми, но следует осознать тот факт, что уже давно общество развивается на основе интеллекта. Интел-
лект открывает простор для социально-экономического прогресса общества. Законом общественного
развития является возрастание числа людей, достигших уровня интеллектуального отражения мира во-
обще и более развитых форм последнего. В настоящее время существует потребность в интеллектуаль-
ной революции как важнейшем факторе роста эрудиции и становления идейности.
Сознание
-------+------¬
эрудиция
интеллект
идейность
Эрудиция - исходный элемент ума. Она возникает на основе рассудка, разума и представляет ши-
роту накопленного опыта жизни, знаний действительности. Стихийный рост эрудиции имеет определ¸н-
ные пределы восприятия сведений, информации о действительности. Забываемость - главный враг эру-
диции, который удерживает е¸ на определ¸нном пределе. Широта эрудиции еще не свидетельствует об
истинности, адекватности отображения мира, о способности проникать в суть явлений: «многознание
уму не научает». Эрудиция нуждается в развитии интеллекта — способности сознательно обрабатывать
поступающую информацию о действительности. Интеллект возникает на основе эрудиции и становится
средством е¸ роста. Чем выше интеллект, тем больше эрудиция, а поэтому, в свою очередь, эрудиция
оказывается всего лишь средством для развития интеллекта, представляя более мощную силу, фактор
жизни людей. Предшественником интеллекта является рассудок, разум. Он существует в различных
формах. (Прил., рис. 31). В то же время эрудиция и интеллект — всего лишь исходные моменты для
идейности, средства ее достижения. Они не достаточны  сами по себе для идейного воспитания подра-
стающего поколения и не всегда ведут к ней. Идейность характеризуется высоким уровнем эрудиции и
интеллекта, ориентированным на благо  народа, способностью создавать предпосылки для прогресси-
вного развития общества. Идейные люди обычно опережают общество и становятся его маяками,
образцами для подражания, олицетворяют гуманизм как главную тенденцию общественного прогресса.
Интуитивное сознание растет в меру опыта   жизни. В связи с этим люди существенно
различаются своей мудростью, рассудительностью, разумностью. Одним из обобщающих названий
этого уровня людей является здравомыслие.   Здравомыслие состоит в соответствии рассуждений
определенным правилам. Эти правила стали элементами логики, а поэтому здравомыслие представляет
собой интуитивное, подсознательное использование всех главных приемов логики.  Как ни
парадоксально это  звучит, но  здравомыслящие люди, никогда не изучавшие логики, мыслят логически.
Они применяют все главные приемы логики - энтимемы, эпихейремы, сориты, суждения,
умозаключения,  конъюнкции,  дизъюнкции и т.п.   Все это не отрицает необходимости изучения логики,
даже  современным  (весьма непродуктивным) образом.   Более того  жизнь усложнилась таким образом,
Hosted by uCoz