Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 258 
Next page End  

твительности в процессе умножения чисел: при одинаковых исходных данных и одинаковой процедуре
умножения всегда получают одинаковый результат все люди. Аналогично надо обеспечить осуществле-
ние и других при¸мов мышления.
 
2.8.0. Мышление
... Исследование  форм мышления,
логических категорий, очень
благодарная и необходимая задача ....
Ф. Энгельс [102,Т.20,с.555].
Рациональность перерастает в рассудочность и разумность. Высшей формой развития этой тен-
денции умствования становится мышление.  Мышление возникает только на основе специального обу-
чения, что подготавливается предыдущим развитием индивида и начинается с 11-летнего возраста. Обы-
денное сознание сохраняется у всех людей, действует преимущественно в повседневной жизни и прояв-
ляется в простых формах профессий. На его основе развивают способность  мышления.
Развитие естественного интеллекта привело к возникновению методологии научного познания.
Методология есть результат общественной жизни и существует  помимо е¸ восприятия некоторыми
субъектами.  Она существует в форме накопленных при¸мов практического труда, «снимаемых» его про-
дуктами. Она существует в форме «драгоценных при¸мов» [88,Т.1,с.19] мыслительной деятельности, яв-
ляющихся основой научных произведений.
Методология науки — исходное для развития мышления. По мере роста методологии вс¸ более
продуктивным оказывается мыслительный процесс  в качестве сознательной деятельности. К сожале-
нию, пока нет должного понимания самой сущности методологии и тем более такого е¸ изложения, что-
бы она была основой успешного развития мышления всех людей.
Мышление — сложный процесс в центральной нервной системе. Его можно рассматривать на
различных уровнях - физиологическом, психологическом и методологическом. Их познание, в опреде-
л¸нной мере, возможно на основе обособленного подхода к ним. Не имея ни малейшего представления о
биологических процессах мышления, наука рассматривает этот процесс как форму сознательной деяте-
льности, детерминированную правилами, при¸мами, методами операций и процедурами алгоритмов.
(Прил., рис. 31). Развитие мыслительной способности человека зависит от развитости его сообразитель-
ности, уровня господствующей над ним идеологии и методологического е¸ компонента, дидактических
систем.
Мышление характеризуется сознательностью процедур оперирования с мыслями [102,Т.20,с.14;
88,Т.29,с.236]. Ему свойственна упорядоченность процессов в голове, что зависит от их познания, систе-
матизации. Пока это в целом не достижимо.  «... В изучении интеллекта мы находимся в самом начале
пути» [146,с.32]. Сегодня существует большое число мнений о сущности мышления [Прил., рис. 32] и
интеллекте вообще.
Мышления не существует вне сознательного оперирования с мыслями, словами. «Мышление
есть познание через понятия» [63,Т.3.с.167]. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с
помощью категорий» [63,Т.3,с.107]. Мышление проявляется посредством сознательного использования
определ¸нных рассудочных, разумных, интеллектуальных канонов, нормативов, шаблонов, правил,
принципов, при¸мов, методов, алгоритмов и т. п. соотнесения понятий, обозначенных словами, термина-
ми и категориями. 
«Уже лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без
всякого метода, ибо совершенно, несомненно то, что беспорядочные занятия и темные мудрствования
помрачают естественный свет и ослепляют ум. Всякий,  привыкший таким образом блуждать во мраке,
настолько ослабляет остроту своего зрения, что не может больше переносить яркий свет» [44,с.89].
«Понятие методологии стало сейчас настолько употребительным и модным, что почти лишилось
всякой определ¸нности и в большинстве случаев просто сливается с понятием философии» [143,с.22]. 
Аналогично стало не определенным объяснение понятия «интеллект». Вс¸ это проявляет одну и ту же
проблему: непонимание сути мышления, методологии, интеллекта вообще и их отличий от других пси-
хических процессов, в том числе умствования, рассудочности, разумности и т.п. Для их понимания не -
хватает их собственной эвристической силы: только интеллектуал понимает сущность интеллекта, соот-
ветственно методолог понимает сущность методологии и, тем самым сущность мышления и способен
по-настоящему мыслить. И такая ситуация характерна  для  всей  науки.
Hosted by uCoz