Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 258 
Next page End  

 
Наука возникла в доисторические времена как содержание
профессиональных знаний  и постоянно развивалась вместе с ними. На этой
основе возникли учения как  совокупности, комплекс знаний об объектах.
Мистика, религия представляет собой учение, т. е. цельное, хотя в определ¸н-
ной мере иррациональное, представление о  мире. Учение превращается в
теорию, т. е. в системно организованное учение, по мере повышения е¸
единства, целостности, системности. Теоретизация  учений есть процесс, де-
терминированный опережающим развитием философского (методологического) обоснования познания,
в результате которого обособляется методология, гносеология и онтология объекта.
Исходным моментом становления теории служит методология — учение о познании посредс-
твом системы всеобщих, общих и частных методов. Методология позволяет разработать гносеологию —
теорию знания. Гносеология есть теория знания как система, которая служит средством отображения
действительности. Только должная методология и гносеология позволяют дать позитивное (онтологиче-
ское) отображение объекта, в том числе и знания, и познания (Прил., рис. 34). Теоретическое понимание
объекта предполагает усвоение самой теории как формы духовного воспроизведения действительности
и отличии е¸ от других форм духовного воспроизведения действительности. Последнее достижимо то-
лько на основе способности мыслить, т. е. практически применять методологию познания.
 
Что такое философия?
Главная проблема разработки  основ  науки и ее оснований - вырвать
исследование науки из рук философов. В связи с этим важно понять в целом философию. 
Перефразируя Канта философы остаются «виртуозами ума» [90, с. 298] или «болтунами» [там
же, с. 292] вместо того, чтобы быть законодателями ТИТ, ТДМ при познании качества. В чем
«достоинство философии»  или «ее абсолютная ценность» [там же, с. 291]?
Исследование  объектов
                    
--------+------¬
философское
  научное
1. Формирование философствования как особой, сознательной формы рассудочности,
критического рассмотрения объекта. На этой основе произошло обособление научных дисциплин как
элементов  натурфилософии. Эта форма философии сохраняется  во многих дисциплинах типа
«философия любви» и относиться, в целом, к реакционной форме духовности.
2. Разработка фундаментальных (общих) знаний как фактора (средства) синтеза обыденного
знания об объекте. В результате возникла метафизика как универсальная онтология - всеобщие знания о
действительности. Аналогично пытаются воскресить и натурфилософию как систему общих теорий.
Последнюю такую попытку предпринял Гегель.
3. Первые две формы философии исчерпали функцию философии, не обособленную от науки
или как начальную форму науки. Далее  происходило обособление  философии и науки. Философия
становится наукой об основаниях теоретического познания мира. В результате происходит становление
метанауки как философии об основаниях науки.
Возведение философии в науку не следует трактовать нигилистически. Наоборот, речь ид¸т о по-
вышении уровня философии и наступлении е¸ новой формы. Процесс онаучивания философии начался
в трудах классиков философии по мере осознания е¸ главной функции — быть наукой об интеллекте как
основы научной идеологии. Философия «отвечает» за методологию и гносеологию познания и самое об-
щее понимание действительности (философская онтология). Необходимость превращения философии в
науку была истиной для Канта и Гегеля,   Энгельса [102,Т.20,с.25].  «За философией, изгнанной из при-
роды и из истории, оста¸тся, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще оста-
¸тся:  учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» [102,Т.21,с.316].  «Гегелем во-
обще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система представляет собой величе-
ственный итог всего предыдущего развития философии, а с другой — потому, что он сам, хотя и бессо-
знательно, указывает нам путь, ведущий из этого лабиринта систем к действительному положительному
познанию мира» [102,Т.21,с.278
279].
«Гегелевская система была последней, самой законченной формой философии, поскольку фило-
софия мыслится как особая наука, стоящая над всеми другими науками. Вместе с ней потерпела круше-
ние вся философия. Остались только диалектический способ мышления и понимание всего природного,
исторического и интеллектуального мира как мира бесконечно движущегося, изменяющегося,  находя-
щегося в постоянном процессе возникновения и исчезновения» [102,Т.20,с.23]. «Довольствуясь отброса-
ми старой метафизики, естествоиспытатели вс¸ еще продолжают оставлять философии некоторую види-
мость жизни. Лишь когда естествознание и историческая наука впитают в себя диалектику, лишь тогда
                 Наука
 
-----------+-----
------¬
знания
учения
 
теория
Hosted by uCoz