Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 258 
Next page End  

метод е¸ теоретизации, систематизации. Эта проблема не может быть решена одним  исследователем и
тем более сразу. Предлагаемые соображения о логике показывают гипотезу направления решений этой
проблемы. На их основе следует изучать логику по имеющейся литературе, не абсолютизируя и не игно-
рируя накопленного опыта логического мышления.
Тезисы о логике
1. Логика полезна обществу, но общество не полностью использует ее возможности.
2. Постоянные ее исследования фактически не изменили ее содержание за 2500 лет со времени
ее создания Аристотелем.
3. Ей обучают все  время в большей или меньшей мере.
4. Обучение логике состоит в объяснении законов и форм мышления.
5. Обучают знаниям законов и форм мышления, а не умениям их практически применять.
6. Сохраняется в мире противоречивость объяснения тех или иных положений логики.
7. Общепризнанно положение о том, что логике надо учить, прежде всего умению логически
мыслить.
8. Как учить логическому мышлению?
9. Если логика призвана учить умению мыслить, то проблема сводится к пониманию самой сути
мышления.
10.  Технология обучения логическому мышлению может быть создана аналогично  технологии
математического мышления.
11. Математическому мышлению обучают с начальной школы и до окончания практически всех
профессионалов.
12.  Содержание математики расположено от простых к сложным методам вычислений и
начинают обучать ей  с простых.
13. При обучении математике существенное значение имеет выполнение упражнений и решение
задач.
14. Аналогично надо обучать и логическому мышлению:
Определить последовательность привития навыков логического мышления
Определить начало
Подобрать адекватные  упражнения и задачи на развитие умения применять логику и т.д.
Порядок обучения
Представители всех учебных дисциплин должны приучать детей с начальной школы к
пониманию действительности с помощью эволюционных рядов. Детям не надо говорить об
этом. 
На определенном этапе следует им объяснять суть здравомыслия, т.е. тот факт, что люди
применяют почти все элементы логики, воспринимая их стихийно, интуитивно
На этой основе следует  объяснить «путь разума»:
     сориты
полисиллогизмы
  доказательства
  теории
                               Ошибки логики:
у понятий имеется не 2, а 3 свойства - объем, содержание и имя;
начинать обучение не с понятий и законов, а с объяснения здравомыслия, т.е. с объяснения
стихийного применения логики каждым человеком со здравым рассудком;
содержание логики начинать с объяснения представлений и заканчивать понятиями;
учат знаниям логики, а надо умению логически мыслить;
доказательство не нечто обособленное, а суть полисиллогизма;
сориты надо объяснять так, как было в ХVI веке;
не давать все содержание логики, а постепенно по мере овладения умением, а кое-что не давать
совсем на начальных стадиях обучения.
Для превращения логики в плодотворное орудие познания необходимо последовательно осуще-
ствить е¸ диалектизацию. Такую задачу ставил Гегель  - «изобразить царство мысли философски, т.е. в
его собственной имманентной  деятельности или, что то же самое, в его необходимом развитии...»
[35а,с.9].  То же самое делал и Энгельс: «Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто
формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг
возле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суждений и умозаключений. Она, на-
оборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношения субординации, а не
координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих» [102,Т.20,с.538].
Hosted by uCoz