Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 258 
Next page End  

«Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее»    [88,Т.29,с.246]. Индукция является
высшей формой чувственного познания мира. Е¸ результат - факты. Факты зависят не только от чувс-
твенного восприятия реальности, но и от истинности мышления. Индуктивные знания есть знания, воз-
никающие из опыта жизни, обобщенные в той или иной мере.      
Ответ на вопрос «что такое факт?» является сложным. Легче всего отождествить факт с самой
объективной реальностью, чувственным е¸ восприятием на основе принципа «увидел-понял». Действи-
тельно, существует такая реальность, которая однозначно истинно отображается таким образом. В то же
время не все объекты можно таким образом  воспринять истинно, а поэтому важное значение имеет и
принцип «понял-увидел». Многие аспекты реальности могут быть осознаны только в меру теоретиче-
ского их понимания. Теория да¸т гипотезу определ¸нного понимания мира, которая позволяет по-насто-
ящему увидеть мир, воспринять его в качестве фактов.
Эмпиризм есть первая форма индукции. Он преклоняется перед чувственностью и игнорирует
значение рационального элемента в познании. Эмпирия предполагает индуктивную проверку каждой
идеи каждым человеком. В реальности это не достижимо, и каждый человек должен верить многим на-
копленным знаниям, даже если они и ошибочны. А поэтому и в наше время подсолнечники «крутят го-
ловами», хотя этого никогда не было вообще [56].
Факт - есть простейший элемент мыслительной деятельности. Развитие мышления повышает ис-
тинность фактов и понижает долю тех фактов, которые на деле оказываются фантомами (ошибочными,
призраками). Истинные факты есть более простая форма идей по сравнению с другими их формами.
Факты есть конкретные идеи, отражение которыми действительности требует меньших опосредований
мышлением, а поэтому меньше вероятность ошибки в их получении по сравнению с категориями, зако-
нами. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт ...» [17,Т.2,с.34]. Опыт - совокупность непротиво-
речивых фактов, являющихся результатом повседневной жизни.
Индукция не могла бы существовать без более развитых форм мышления, прежде всего,
дедукции. Речь ид¸т не о том, что сначала возникла и развивалась индукция, а затем дедукция. На самом
деле происходило одновременное развитие каждой из них, но в этой полярности познания индукция -
исходная форма. В отдельные периоды происходило игнорирование индукции, что вело к вырождению
интеллекта.
Индукция порождает факты в меру истинности дедукции. И если последняя не адекватна, то фак-
ты будут «липой», фантомами. И люди будут верить тому, что на самом деле ошибка.
Проблематично понимание индукции с точки зрения ей предшествующих форм познания мира -
созерцания, наблюдения, наведения и т.п. Созерцание - стихийное, случайное и т.п. восприятие объектов
реальности. Оно является элементом здравого рассудка. Индукция - специальный, осознанный, обосо-
бленный метод познания с определенным уровнем разработки самой процедуры познания. Или пред-
шественником, или формой индукции выступает обобщение. Обобщение открывает более общие свойс-
тва объектов [102,Т.20,с.539]. Обобщение позволяет свести формы объекта «посредством анализа к их
единству» [102,Т.26,Ч.Ш,с.526]
«... Всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях
поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность ...»
[102,Т.20,с.548].  Тем самым раскрывается иерархия сущностных свойств объекта [88,Т.29,с.227]. Идя от
частного к общему, познание рассматривает сущности соответствующих порядков. При этом единичное,
особенное, всеобщее не закрепляется ж¸стко за определ¸нными уровнями иерархической системы поня-
тий, а является скользящим. В одном исследовании единичное может отождествляться с одним, а во вто-
ром с другим уровнем иерархической системы свойств объекта. Процедура индуктивного познания
включает в себя ряд узловых вопросов.
 
Проблемы - исходное индуктивного метода познания. Проблемы порождаются трудностями по-
знания, ошибками и т.п. Проблемы проявляют противоречия познания и тем самым ориентируют на
определ¸нный индуктивный поиск доводов, аргументов, фактов.
Проблемы порождают обычно гипотезы, т. е. ведут к формулировке возможных идей, которые от-
ражают действительность. «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза.
Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения
фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах
объяснения, опирающаяся сперва на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опыт-
ный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, на-
конец, не будет установлен в чистом виде закон» [102,Т.20,с.555].
Hosted by uCoz