Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 258 
Next page End  

интеллект
[88,Т.29,с.85].  Категории имеют важное значение для науки. В современной науке их много и их число
растет.  Для их выявления необходимо логически и диалектически обрабатывать трактовки объектов, 
строить теории и находить «предельно широкие понятия» [88,Т.18,с.149],  которые нельзя определить 
как все остальные (через род и вид). Пока это недостижимая цель, хотя она и может быть более или
менее быстро осуществлена при определенных условиях.
Традиционно категориями называют  основные,  специфические  термины  каждой теории. Это
более широкая трактовка смысла категорий. КАТЕГОРИЗАЦИЯ терминов представляет переход к  более 
развитой  форме  понятий объектов. Категория это обозначение понятий объектов на основе теории.
Понятия, обозначенные категориями, детерминированы не просто определениями, а теориями объектов.
Категоризация терминов ведет к ограничению их значения тем смыслом, который соответствует данной
теории. Развитие исследований предполагает обработку понятий с тем, чтобы они более
соответствовали единому,  теоретическому пониманию объекта. Исследователи,  образно говоря,
«каменотесы науки», задача которых состоит в том, чтобы обтесать,  обломать человеческие понятия
[88,Т.29,с.131] с  целью превращения  их в элементы единой теоретической  науки,  на  основе  которой
формируется  мировоззрение индивидов. Только большое число специально обработанных общих
понятий дает конкретное объяснение  объекта  в  его полноте [88,Т.29,с.252], т.е. происходит переход от
слов к терминам и категориям как трем уровням научного восприятия объектов.
                               Стены из  камня
   
-----------+-----------¬
     необработанного      
   подобранного 
          пиленного 
Различие слов,  терминов и категорий можно показать с помощью следующей аналогии. На
постройку каменных стен требуются камни, которые в разной мере соответствуют потребностям
строительства стены.  На основе случайно набранных камней,  валунов и т.п.  можно сложить стену
только при дополнительной их обработке - разбивая некоторые,  отбрасывая другие. При этом стена
будет разнородной по величине ее составных элементов.  Легче сложить стену, которая будет  выглядеть 
эстетичней,   будет прочней при использовании специально подобранных камней,  обработанных и т.п.
И еще качественней она будет в том случае, если на ее постройку использован специально пиленный
камень  определенной  формы.  Во  всех случаях  строительства стены сам строительный материал
может быть различного качества,  что и определит качество стены. Соответственно слова, термины и
категории представляют три уровня отображений объектов в уме людей,  с помощью которых они
познают объекты.  Из них категориями называют высший уровень познания объектов,  с помощью
которого составляют теоретическую картину объекта.
Одно и то же слово имеет разное значение для
людей:  для одних оно оказывается просто словом,  для
других оно термин, а для третьих -  категория.
Употребляя слово, мы не знаем как его воспринимает
слушатель, а  поэтому  мы  и не знаем всегда «как наше
слово отзовется» (Ф.И. Тютчев).
Неодинаковое  владение словами,  терминами,  категориями является причиной многих
конфликтов между людьми.  Это  отмечал,  в  частности, Ф. Бэкон:  «Но тягостнее всех идолы площади, 
которые проникают в разум вместе со словами и именами.  Люди верят, что их разум повелевает
словами.  Но  бывает  и  так,  что  слова обращают свою силу против разума» [17,Т.2,с.25]. «Неверное
употребление слов - причина серьезных заблуждений» [91,Т.1,с.569]. В связи с этим «... те, КТО
СЕРЬЕЗНО желает ИСКАТЬ или отстаивать ИСТИНУ,  должны считать своим долгом изучить  способы, 
как избавиться от неясности,  сомнительности, двусмысленности, которые, естественно,  бывают  в 
словах  при   отсутствии   надлежащего   внимания» [91,Т.1,с.569].
«Несомненно, что те,  кто намерен  участвовать  в  беседе,  должны сколько-нибудь  понимать
друг друга.  Если это не достигается,  то как можно беседовать друг с другом?  Поэтому каждое слово
должно быть  понятно и обозначать что-то,  и именно не многое, а только одно; если же оно имеет
несколько значений,  то надо разъяснять,  в каком из них оно употребляется» [8,Т.1,с.180].
         Сознание
----+----
¬
ум 
разум 
рассудок
    
-----+-----¬
 
   думанье
мышление
Hosted by uCoz