Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 258 
Next page End  

для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей 
философии»  [102,Т.20,с.366].
«Недоступность» теоретического мышления без специального обучения порождает ошибочное
представление о самой сути теории и теорией называют любое произвольное словоблудие, описание
объекта и т.п. Теория же, на самом деле, есть высший продукт интегративного применения индукции и
дедукции, анализа и синтеза и т.д. Большинство современных «теорий» фактически представляют уче-
ния. Причиной сложившегося положения является не только недостаточность учебных пособий о дедук-
ции, но и отсутствие объяснения более развитых форм мышления, которые только и делают дедукцию
действительной.
Исследователи слабо используют индуктивные и дедуктивные методы, что вытекает из неудовле-
творительного применения к их объяснению более развитой формы мышления, которую называют тра-
дукцией. Уяснив в целом сущность дедукции и познакомившись с ней бегло на основе  учебных посо-
бий, необходимо перейти к осознанию традукции.  
                                             2.8.1.3. Традукция (сведение)  
 
Термин «традукция» введ¸н в логику в XIХ веке. Логика восприняла этот термин, дав ему иное
значение. Вс¸ более вырисовывается содержание определ¸нной формы мышления,  которую можно обо-
значить данным термином. Исходя из наметившейся в науке тенденции, можно придать данному терми-
ну смысл «сведения» одних знаний к другим или переноса знаний об одних объектах на другие с помо-
щью определ¸нной процедуры. Именно так сейчас определяют традукцию, по крайней мере, в некото-
рых словарях, например: «Традукция - логическое умозаключение, в котором посылка и заключение яв-
ляются суждениями одинаковой общности» [152].
 
Мышление призвано выявить сходство и различие объектов. Этому служат различные методы, в
том числе индукция и дедукция. Выявление общих свойств пут¸м индукции вед¸т к классификации объ-
ектов, которая, в свою очередь, оказывается основанием для дедукции [102,Т.20,с.541-542]. Оба эти ме-
тода обеспечивают выявление одинаковых свойств объектов на основе «вертикального» хода мысли
между элементами иерархической системы понятий. Такой ход мысли является односторонним ввиду
того, что отображает сходство объектов, обладающих многими иными свойствами. Большое число
свойств объектов [102,Т.20,с.534] делает невозможным полное раскрытие их содержания таким односто-
ронним при¸мом выявления «вертикального» сходства с помощью индукции и дедукции. В связи с этим
возникает потребность более полного познания свойств объектов с помощью иных методов переноса
знаний с одних форм объекта на другие. Иначе, возникает необходимость переноса знаний на основе
«горизонтального» хода мысли в иерархической системе понятий. И такой метод возник в древности,
широко применялся и применяется сейчас. В целом, систему таких методов можно рассмотреть с помо-
щью следующей модели:
С
древности известны подобие, аналогия, метафора
[186,с.112]. И сейчас их широко применяют и специ-
ально исследуют. Они обеспечивают перенос свойств
посредством мышления «от частного к частному».
Метафора представляет элемент художественной ли-
тературы, а аналогия - научных исследований. Уподо-
бление широко используют в повседневной жизни.
Исследователи изучили полсотни форм аналогий, 
предпринимались и попытки их  упорядочения. Сис-
темное их объяснение возможно только на основе диалектического мышления. Системное понимание
форм аналогий должно различать донаучные, научные и диалектические при¸мы переноса знаний от
частного к частному. Донаучная аналогия господствует в повседневном сознании,  имеет существенное
значение. Средством е¸ осуществления служат различные приметы. В таком случае происходит перенос
свойств простого объекта для познания сложного. Аналогом организма может быть названо техническое
устройство, например, машина. Некоторое сходство объектов может быть основанием для переноса из-
вестных свойств одного объекта на другой.
Научная аналогия сложнее и имеет больше оснований. Именно е¸ исследуют многие ученые
[15,с.95]. Не систематизируя этих методов, отметим только следующее. Необходимо осознать единство и
различие подобий, сходств, аналогий, гомоморфизма, изоморфизма, мимикрий и т. п. На этой основе
действуют математические методы экстраполяции, аналоговые системы и т. п.
Аналогия есть средство движения к истине - метод косвенного доказательства. Его основа - пере-
нос одних свойств ввиду общности других свойств. Конечно, сходство в одном отношении не является
горизонтальный перенос свойств
объекта
      
-----------+-----------¬ 
 
  аналогия
  традукция
диа-
лектика 
Hosted by uCoz