Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 258 
Next page End  

обязательным следствием сходства в другом отношении. Аналогия да¸т гипотетическое знание, как и де-
дукция. Повышение доказательной природы аналогии как метода познания предполагает системное объ-
яснение не только данного, но и остальных методов познания. С этой целью следует интегрировать объ-
яснение индукции, дедукции и традукции в качестве тр¸х главных направлений научного поиска и сис-
темно отобразить каждую из них. 
Традукцией следует называть не просто применение метода аналогии, а более развитый способ
его применения. Простая аналогия сравнивает порой свинью и ежа. Традуктивная же форма аналогии
предполагает определ¸нные правила выявления познанных и непознанных свойств сравниваемых объек-
тов. Традукция предполагает построение исторических, генетических, гомологических, эволюционных
и
т.п. рядов форм объекта в качестве основы их сопоставления и переноса свойств с одних на другие. За-
дача традукции состоит в том, чтобы генетически вывести различные формы объек-
тов [102,Т.26,Ч.Ш,с.526]. Такие ряды форм объектов повышают рациональность переноса свойств объ-
ектов и делают это более обоснованно по сравнению с простой аналогией. Аналогия возникает стихий-
но и использует существенные и несущественные сходства форм объектов. Традукция предполагает спе-
циально созданную теорию для использования всех сходных свойств объектов. Нельзя с традукции на-
чинать познание объектов, она возможна только на основе опережающего индуктивного и дедуктивного
их познания. 
Аналогия может быть средством указания сходства принципиально различных объектов. Традук-
ция выявляет подобие во многом одинаковых, сходных форм объекта. Традукция возможна только в ме-
ру выявления существенного сходства свойств сопоставимых форм объекта. При этом традукция не обя-
зательно использует развитие объектов в качестве основы (принципа) их познания. Е¸ основой может
быть исторический ряд форм объекта.
Традукция есть более развитая форма аналогии. В свою очередь традукция может существовать в
простой, «чистой» форме, но может проявляться и в более      сложной форме - в диалектическом мыш-
лении.  Диалектическое мышление как высшая форма традукции имеет общее со своим генетическим
предшественником, но и отличается от него. Диалектическое мышление и аналогично и традуктивно.
Сво¸ же собственное «лицо» оно получает от своей специфики. Диалектическое мышление базируется
не только на существенности свойств сравниваемых объектов, но и бер¸т в качестве таковых универса-
льные свойства всех объектов
                                          Сходство свойств объектов
                      
-
--------------+---------------¬
                     несущественных
  существенных
  универсальных
                     (аналогия)                 (традукция)         (диалектика)
Диалектическое мышление становится действительным только в меру обработки понимания объ-
ектов на основе их развития. Диалектическое мышление возможно только посредством восприятия
строго определ¸нных при¸мов познания объектов на основе их развития. Только в таком случае созда¸т-
ся возможность разложить содержание понятий в порядке возникновения свойств объектов (их
кумуляции), акцентируя не только сущность, но и специфичность форм объектов. Содержание понятия
есть система свойств объекта. Диалектическое мышление позволяет упорядочивать эти свойства объекта
соответственно развитию самого объекта.
              Содержание            исходное            последовательность 
              понятия            =   свойство      +     приращений свойств
              объекта                  объекта               объекта ввиду его развития
               Традукция - форма переноса одних свойств на основе одинаковости других свойств объекта. В
таком случае отражают развитие объекта во времени. Традукция представляет фактически зачаточное,
стихийное диалектическое мышление. Сознательное диалектическое мышление предполагает обучение
при¸мам моделирования объектов на основе их развития.
Развитие объектов порождает определенную их идентичность. Эту одинаковость объектов испо-
льзуют в различных формах умозаключений. Наиболее же плодотворным является использование оди-
наковости форм объектов, вытекающей из их развития. Необученный специально исследователь приме-
нит чистую форму традукции, а обученный - диалектическую его форму.
Диалектическое мышление обеспечивает традуктивное согласование в трактовке форм объекта
на основе самых общих их свойств - всеобщих законов диалектики. Именно такой характер диалектиче-
ского мышления можно видеть на основе многих положений классиков науки.
«Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что на-
ше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и
Hosted by uCoz