Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 258 
Next page End  

более глубокую разработку этих категорий. Обстоятельствами называют весь комплекс действующих
факторов. В таком случае к ним относят и непознанные факторы. Познанные факторы превращают
обстоятельства в условия. Причинами называют конечные, прямые факторы появления тех или иных
явлений - следствий. (Более конкретно это показано в курсе  фундаментальной теории экономики)
Форма - содержание.  Эта парная категория общепризнанна. Тем не менее, она, по моему
мнению, ошибочна. Названные категории не являются парным целым.
Названные парные категории не исключают парности и многих иных категорий, например,
возрождения - вырождения, восхождения - нисхождения, прогресс - регресс. Необходим специальный
поиск и объяснение всей системы парных категорий диалектического мышления.
Наука фактически является дуалистичной. В ней имеется множество концепций по каждой
проблеме. В ней важное значение имеют парные категории, которые не используют пока в должной
мере. В науке имеются не только достижения, но и трудности, проблемы. Нельзя представить время,
когда не будет трудностей, проблем. Решение одних проблем вед¸т к появлению других и их число
может не сократиться, а увеличиться. Наличие проблем не подрывает авторитета науки, а даже
«украшает» е¸, показывая достигнутые ею высоты познания. Исследование проблем поиска их решения
составляет сущность науки: и решение всех проблем было бы концом исследований. Однако нельзя
гордиться любыми проблемами и оправдывать все недостатки науки. Главным препятствием на пути
развития науки и практики стала неспособность исследователей перейти к более развитой форме
мышления. На этой основе возникает множество негативных явлений в общественном развитии.
Дуализм оказывается недостаточным для того, чтобы обеспечить понимание объекта в связи с
переходами крайностей из одной в другую. «Обычное представление схватывает различие и
противоречие, но не переход   от одного к другому, а это самое важное» [88,Т.29,с.128].
Высшей формой уч¸та полярностей объектов по сравнению с диалогом и дуализмом является
диалектика. Диалектическое мышление пользуется парными категориями, но не сводится только к ним.
Одновременно с дихотомичностью оно использует триадность категорий.
Для перехода от дуалистического к диалектическому
мышлению необходимо использовать понимание самого
общего свойства всех объектов - развития. В этом
проявляется традуктивная природа диалектического
мышления: использование свойств известного о формах
объекта для переноса знания о неизвестных свойствах
познаваемых объектов. 
Диалектическое мышление начинается с исследования природы самих понятий. Самым общим
понятием является такое, которое отражает фундаментальные свойства всех объектов.  Именно к таким
понятиям следует отнести учение о развитии объектов, то есть диалектику. «... Диалектика, как самое
всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии ...» [88,Т.26,с.53-54].
Диалектическое мышление происходит на основе матричного построения категориального
аппарата, выражающего соответственно развитие любого объекта (стереотип - шаблон - матрица). Оно
позволяет отражать переходы, превращения отражаемых объектов и давать каждому из них адекватную
оценку. В результате возникает возможность системно, монистически объяснить объект.
«... Основное положение марксистской диалектики состоит в том, что все грани в природе и в
обществе условны и подвижны, что нет ни одного   явления, которое бы не могло при известных
условиях, превратиться в свою противоположность» [88,Т.30,с.5]. Задача состоит в разработке
диалектики таким образом, чтобы обеспечить диалектическое мышление, способное своевременно
выявить формы объектов с уч¸том их взаимопревращений. Для этого надо более конкретно
детерминировать методологически сам процесс диалектического мышления.
                          2.9.0.3. Диалектическое мышление
Дихотомия уже давно исчерпала свои возможности. Применяя е¸ в повседневном и научном
отражении мира, необходимо дополнить   дихотомию более развитой формой отражения
двойственности объектов в познании. Необходим переход от простой двойственности к триадной е¸
форме. Диалектическое мышление само развивается и может быть понято только как развивающееся
явление,  существующее в разных формах.
                                         Идея
        
-----------------+------------
---¬
Монистичность
дуалистичность
 
триадность
Hosted by uCoz