Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 258 
Next page End  

В понятии «форма» господствует простой перевод этого термина с латинского языка, смысл
которого сводится к внешней конфигурации, к наружному очертанию, к чувственно воспринимаемым
свойствам объекта. До настоящего времени в литературе в качестве синонимов используют слова
«форма» и «фигура». Отталкиваясь от этого философы трактуют «форму» в качестве  строения,
устройства, структуры, системы организации объекта и т. п. В какой-то мере получается следующее:
художники трактуют воспринимаемые стороны объекта в качестве его формы, философы обозначают им
и те свойства объекта, которые чувственно не воспринимаются.
Часто термином «форма» обозначают внешнее, чувственно воспринимаемое у объекта, его облик, 
«оболочка» и т. п. Такой смысл данного термина встречается в работах классиков науки, когда они
говорят о наполнении юридической формы новым содержанием [102,Т.21,с.312 и др.]. На самом же деле
в таком случае речь ид¸т  о появлении нового объекта, обладающего новой и формой, и содержанием.
Форма объекта это не его внешнее проявление, которое может меняться без изменения его
содержания. Форма объектов это не рецепторно воспринимаемые свойства объекта, а сам объект в
одном из состояний, как единство всех его свойств, определяющих его качество и его отличие от других
объектов. У объектов нет двух сторон, частей, аспектов и т. п., обозначаемых формой и содержанием.
Форма объекта есть объект в одном из его состояний, как единство всех его свойств, определяющих его
качество и его отличия от других форм объекта. Бесформенных объектов не существует. «Вся
органическая природа является одним сплошным доказательством тождества или неразрывности формы
и содержания» [102,Т.20,с.619]. «Формой я называю суть бытия вещи» [Аристотель: 8.1.207]
«Существенная форма» [102,Т.23,с.553] объекта и она «форма проявления» [102,Т.23,с.552]
объекта. «... Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука
была бы излишня ...» [102,Т.25,Ч.11,с.384]. Формы объекта могут быть конкретные, основные, главные
[102,Т.23,с.553].
Объектом называют обособленный, познаваемый элемент реальности. Содержание понятия об
объекте проявляется через перечисление его свойств. Для каждого объекта характерна совокупность
свойств или содержание.  В то же время у объектов имеются несущественные, преходящие и
различающиеся свойства,  а поэтому объекты существуют в формах проявления, отличных друг от друга
в той или иной мере. Формы объекта характеризуются не только общими (преемственность), но и
специфическими свойствами, а поэтому существует большое различие между ними.
Формой называют все таксоны, т. е.  единицы систематики, научного отображения объекта:
элементы (химия), множества (математика), особи, виды и роды (биология), фигуры, образы, облики,
модусы и т. п. В изложении термин «форма» обычно опускают, например, вместо «формы мышления»
говорят «мышление». Сам же термин «форма» без указания объекта нельзя применять: просто форм не
существует, а существуют формы какого-то объекта. При употреблении термина «форма» должно быть
четко известно, о состоянии какого объекта ид¸т речь.
Форма объекта указывает на определ¸нность конкретного объекта или, как говорят, на
определ¸нный аспект объекта. Аспект есть определ¸нная группа свойств объекта.
Обозначение формой объекта каких-либо явлений указывает на определ¸нную одинаковость
соотнесения общих и особенных свойств: общность свойств делает формы однокачественными в
определ¸нном плане - объектом, а особенности же каждого из них отличают их взаимно друг от друга в
качестве формы данного объекта.
Диалектическое мышление предполагает опережающую разработку учения о формах объекта, т.
е. их систематику и т. п. Именно такое учение можно обозначать феноменологией в позитивном смысле
слова. К сожалению, такая систематика - дело будущего,  здесь высказаны только некоторые
соображения по данному вопросу.
Hosted by uCoz