Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 258 
Next page End  

всех остальных форм систематики, представляет диалектический ряд форм объекта. Истинность
диалектической систематики форм объекта растет по мере построения    е¸ на основе вс¸ большего
числа диалектических подходов к объекту. Она есть итог диалектического познания форм объекта. Если
разные подходы не дают единой последовательности, взаимно не соответствуют друг другу, то
произошла ошибка и необходимо повторить различные или только реальные при данных условиях
формы упорядочения.
Диалектический ряд форм объекта представляет гносеологическую последовательность свойств
наиболее развитой формы объекта, т. е. он системно раскрывает и упорядочивает свойства наиболее
развитой формы объекта. В гносеологической последовательности свойства объекта соотносят
посредством "род-вид".  Родовые свойства - более общие, чем видовые и имеются у большего числа
форм объекта.
В гносеологической последовательности движение от общих свойств к частным является
конкретизацией, а обратное движение от частных к общим свойствам - обобщением понятий.
Сущность диалектического мышления состоит в «развертывании всей совокупности моментов
действительности» [88,Т.29,с.141]. Это обеспечивается через диалектические их упорядочения.
Систематизация представляет наиболее развитую диалектическую форму упорядочения форм объекта
на основе многих подходов к исследованию объекта. В зависимости от объекта главным может
оказаться один из них, что не отвергает необходимости использовать и другие подходы для контроля
истинности суждений. Ход суждений у разных подходов в общем происходит в соответствии с матрицей
диалектики, но выражается в различных категориях. Итогом их выступает    одинаковое соотнесение
форм объекта,  называемое различно.
Систематика самих подходов не завершена. Имеется ряд проблем, которые остаются
нерешенными. Исходным пунктом понимания следует считать наличие объекта, многообразие его форм
и необходимость их упорядочения. Процесс же упорядочения происходит на основе парных
соотнесений форм объекта в зависимости от различных критериев: во времени (первичное - вторичное:
[88,Т.18,с.151]), по сложности (простое - сложное), по развитости (низшее - высшее: [102,Т.21,с.301]), по
общности свойств (общее - частное), по времени возникновения (старое - новое), по уровню развития
(исходное - основное), по      полноте     свойств (абстрактное - конкретное), по последовательности
познания (чистые - превращ¸нные формы объекта) и т. д. Названные пары категорий выражают развитие
объектов.
Попытки построить систематику этих парных категорий пока не дали приемлемого варианта.
Несомненно имеется соответствие ходов мысли и этих парных категорий. На основе парных категорий
«исходное - основное» можно рассматривать циклические формы изменений, например смену
поколений зерновых. В таком случае, можно сказать, что полученное зерно есть производное от
предыдущего зерна. Производное может выражаться  в различных процессах      - вырождении и
возрождении. В развитии исходное сохраняется, сохранившееся прошлогоднее зерно можно считать
простым, а производное есть   более сложное явление. Производное может быть и низшим (при
вырождении) и высшим (при возрождении). Надо строго обособлять развитие, в котором происходит
движение   от низшего к высшему.
«Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было исходить от низших,
простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для
объяснения высших и более сложных форм его» [102,Т.20,с.391].
Последовательное уточнение свойств объекта на основе различных доступных подходов к
детерминирующему это понимание множеству форм имеет важное значение для окончательного
определения понятия.
Диалектическая последовательность   свойств объекта отражает: а) историю (генезис)
становления всего множества форм объекта (филогенез), б) структуру форм объекта в данный момент
времени (актуальную и генетическую), в) гносеологическую последовательность свойств объекта, г)
историю мысли об объекте, д) онтогенетическое развитие объекта.
«Диалектика вообще есть "чистое движение мысли в понятиях" (т. е., говоря без мистики
идеализма: человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга,
переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их,
«искусство оперировать с ними» [102,Т.20,с.14] требует всегда изучения движения понятий, их связи, их
взаимопереходов» [88,Т.29,с.226-227].
Систематизация форм объекта соотносит их по распростран¸нности и сложности: закономерно
сокращение распростран¸нности свойств объекта по мере роста их значимости. 
Hosted by uCoz