Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 258 
Next page End  

называемой дефиниции часто  бывает полезно и даже необходимо,  да оно и  не  может  вредить,  если
только от дефиниции не требуют,  чтобы она давала больше того, что она в состоянии выразить»
[102,Т.20,с.634-635].
«... Не забывая условного и относительного значения всех определений вообще,  которые никогда
не могут схватить всесторонних связей явлений  в его полном развитии,  следует дать такое определение
империализма,  которое  бы   включало   следующие   пять   основных   признаков ....» [88,Т.27,с.386]. 
Именно  такое  развернутое  определение категорий представляет собой сущность теории и показывает
их содержание. В то же время  развернутые определения неудобны.  Поэтому необходимо использовать
и краткие определения,  не забывая о том,  что «слишком  короткие определения, хотя и удобны, ... все
же недостаточны» [88,Т.27,с.386].
««Всякое определение опасно», - говорили римляне» [176,Т.2,с.11]. Многие современные 
определения  категорий диалектического мышления полностью проявляют такую функцию
определений.  Они ушли от слов обыденного языка и тем самым  потеряли свой смысл на уровне
здравого рассудка людей.  В то же время они не пришли к уровню категорий диалектического
мышления,  поскольку современные доктрины по данному вопросу нельзя признать теориями.
Определение есть превращенная форма суждений. Если суждение указывает только на родовой
признак понятия,  то определение должно указать и специфический его признак. Для этого надо
подвести его под определение родового понятия.  «Что значит  дать  "определение"?  Это  значит,
прежде   всего,  подвести  данное  понятие  под  другое,  более  широкое» [88,Т.18,с.149]. Подведение
под более широкое понятие есть начало определения.  Для того, чтобы оно не привело к подмене
понятия, необходимо указать специфическую особенность определяемого объекта по сравнению с
родовым.  Указание видовых особенностей есть вторая часть определения.
В целом же определение должно иметь две части: указание родового и видового свойств объекта. 
Для достижения этой высшей формы определений необходимо логически и диалектически обработать
все формы  интеллекта, в т. ч. логику,  диалектику. Этого пока нет, а поэтому определения относительны.
Приводимые в пособии определения являются краткими.  Они не исчерпывают всех свойств
отражаемых объектов.  Если такое определение категории непонятно, то надо обратиться к другим
справочным и учебным пособиям и прежде всего к лежащей в основе определения теории
сознательного диалектического мышления.
Определения категорий составлены не только с целью  сообщения  информации,  но и как
средство контроля усвоения обучаемым категорий.  В  связи с этим  были  предпочтительны  те  версии 
определений,  которые уменьшали их тавтологичность,  что не исключает из определений однокоренных
слов, содержащихся в имени понятия.
Совершенствование определений  категорий  предполагает их логико-диалектическую 
систематику на основе разработки соответствующих  теорий.  Возможность и направление этой работы
можно проиллюстрировать на следующем примере.  В настоящее время не придано должного значения
словам:  душа,  дух, идеи. Их воспринимают в качестве данных здравым рассудком и не требующих
определений.  Часто их оценивают  в  качестве синонимов, а не различных понятий. 
          Душевность присуща всем нормальным людям.  В
простом случае она проявляется в  нравственности 
обыденной жизни людей. Духовность - более развитая
форма душевности, базирующейся на какой-либо
доктрине,  хотя бы религиозной и соответственно
модифицированной,  даже экстремистской. Идейность -
высшая форма душевности, духовности. Ее достижение
возможно только эрудированными, интеллектуальными
людьми,  что само по себе недостаточно. Идейность есть высшая форма человечности, гуманности, при
которой приоритет отдается общечеловеческим ценностям.
Для усвоения  категорий  необходимо  систематически  прорабатывать данный  материал.  Не 
нужно специально запоминать определений понятий (зазубривать их),  а следует пытаться понять
обозначаемое данным понятием явление, объект. При этом, само произношение слова можно и
зазубрить систематическим проговариванием. В таком случае вырабатывают «моторность»
произношения слова,  даже не зная его содержания. Что же касается содержания понятий,  то его
зазубривание бессмысленно и вредно. Читая  его,  надо попытаться осознать обозначаемый объект и его
место в действительности. Если осуществлять это систематически во время отдыха, в транспорте и т.п., 
то происходит осмысление слов,  превращение их в категории.  Конечно, главным средством их
   душевность
----+----¬
нравственность 
духовность
    
----+---¬
         просвещенность
  
идейность
Hosted by uCoz