Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 258 
Next page End  

«... Теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, 
проверяется практикой ...» [88,Т.35,с.202].  «Сам разум не может быть теоретическим,  не будучи
практическим, в человеке невозможна никакая интеллигентность, если в  ней нет никакой практической
способности: возможность всякого представления основывается на этой последней способности» 
[6,Т.3,с.211].
Практика - рациональное осуществление обществом оптимальной деятельности,
обеспечивающей прогресс.
«Результат действия есть проверка субъективного познания и критерий ИСТИННО СУЩЕЙ
ОБЪЕКТИВНОСТИ» [88,Т.29,с.200]. 
«Вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий
истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» [88,Т.42,с. 290]. 
Критерий истины состоит в «совпадении понятий субъекта (человека) с реальностью;  в единстве
понятия и реальности» [88,Т.29,с.210].
«Не может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины ставится -
соответствие е¸ с действительным процессом общественно-экономического развития ...» [88,Т.1,с.309].
«Но доказательство необходимости заключается в человеческой деятельности, в эксперименте, в
труде: если я могу сделать некоторое post hoc, то  оно становится тождественным с  proper hoc»
[102,Т.20,с.544].
«... Познание человека отражает абсолютную истину ..., практика человечества проверяя наши
представления, подтверждает в них то, что соответствует абсолютной истине» [88,Т.18,с.106].
«В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике
правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине» [88,Т.29,с.183].
«Мы видим, что разрешение теоретических противоположностей само оказывается возможным
только практическим путем, только посредством практической энергии людей, и что поэтому их
разрешение отнюдь не является задачей только познания, а представляет собой действительную 
жизненную задачу, которую философия не могла разрешить именно потому, что она видела в ней только  
теоретическую задачу» [29,с.594].
«Но чтобы это доказать, нужны, действительно, практические  результаты» [88,Т.39,с.374] 
идея - практика - истина [см. 88,Т.29,с.173]
«Точка зрения жизни,  практики должна быть первой и основной точкой зрения теории
познания....  Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть
полностью, какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий ... настолько
"неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют", и в то же время
настолько определенен, чтобы   вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и
агностицизма»  [88,Т.18,с.145-146].
«Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат
объективно-верного отражения в голове человека явления и процессов природы, есть доказательство
того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная,
вечная истина» [88,Т.18,с.198].
«... Практикой   своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий,
знаний, науки» [88,Т.29,с.173].
«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос
теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность
и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности
мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» [102,Т.42,с.264].
«Для материалиста "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших
представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем» [23,с.142-143].
«В практике должен доказать человек истинность ... своего мышления» [102,Т.3,с.1].
Практически мыслящий человек сначала убедится, удостоверится теоретически в том, что
принятая идея истинна в определ¸нной мере. Многие объекты могут быть достаточно истинно
отражены   теоретическим осмыслением их, в том числе мысленным экспериментом, без практического
их испытания. В то же время объекты могут быть познаны только через практику в качестве активного
при¸ма познания. Исходное научное положение, полученное посредством принципов научного
мышления, проверяется делом. При этом чаще всего необходимо многократное уточнение исходного
«слова», т.е. научного положения об истинности объекта, и «дела» до тех пор, пока не будет получен
ожидаемый результат или будет обоснована его нереальность, не реализуемость в данный момент
Hosted by uCoz