Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 258 
Next page End  

Легко назвать кибернетическими сложные объекты, например, морковь как форму растительной
жизни. При таком понимании кибернетики она существовала до появления общества. Труднее увидеть
сущность кибернетики в качестве определ¸нного уровня  технологии познания моркови. В таком случае
кибернетика начинается  с определ¸нной способности мыслить, с появления кибернетически
построенных теорий, объясняющих сложные объекты (и моркови тоже), и на этой основе возникает
возможность создания кибернетических форм техники, общественной практики, в том числе системы
управления общественным развитием.
                          Кибернетика
            
---------------+-------
-----------¬
способность
соответственно
  соответственно
мышления         построенная             созданные
                           теория объекта         объекты
                            
-------------------+-------------------¬
                  технические
  технологические
организационные
Кибернетическое мышление начали создавать давно.  Оно стало возможным с  Р. Декарта,
придававшего важное значение математическим методам. В развитии этой формы мышления большой
вклад внесли Лейбниц, Кене и другие последователи. Имеется большая потребность в дальнейшем е¸
развитии. Внимание к кибернетике вытекает из нужд современного этапа общественного развития.
Движущей силой развития кибернетики следует считать производство как наиболее сложный объект,
нуждающийся в новой форме мышления. Особенно важно осознавать роль идейного фактора в
коммунистическом прогрессе. В самоуправляемых обществах развитие ид¸т как материализация
потенциальных идей, становящихся руководящими идеями общественного прогресса. Диалектическое
мышление уже сегодня не достаточно в качестве методологии сложных исследований, что ставит
проблему разработки кибернетики как науки об исследовании самых сложных форм объекта.
Обозначение более развитой, чем диалектическая, формы мышления категорией «кибернетика»
связано с рядом факторов. Во-первых, необходимо как-то назвать форму мышления. Во-вторых, в
литературе уже высказывают мнения о существовании кибернетического мышления. В третьих,
тенденция развития форм мышления явно указывает на те процессы, которые чаще всего подразумевают
под кибернетикой. Однако кибернетика пока не диалектична и даже порой анти диалектична. Она не
разработана еще и не стала общедоступной и сознательной формой мышления. Задача состоит в том,
чтобы поднять кибернетику до уровня сознательного мышления в качестве нормы понимания сложных
объектов.
Становление кибернетического мышления представляет объединение многих направлений
развития науки. Средством качественного скачка в развитии кибернетики может быть только
теоретическая обработка понимания всех объектов. Непосредственно же предшествующими способами
мышления на пути к кибернетике  можно считать такие направления научной мысли как эвристика,
математика, теория принятия решений, исследование операций, моделирование, теории алгоритмизации
и программирования, конструктивная математика, операциональные исчисления,  теория графов и
сетей, искусственный интеллект и т. п.
Риторика породила диалектику, а последняя - логику. Логика Аристотеля обобщила практику
мышления. В последующем логика вс¸ более становилась нормой, пока относительность не привела е¸
к вырождению.  Одновременно развивалась диалектика. Гераклит и другие мудрецы и мыслители
применяли е¸ в качестве средства решения проблем. Аристотель был мастером диалектического
мышления, что видно из систематики им животных. Топика Аристотеля оказалась недостаточной для
отображения развития объектов. Потребовались усилия многих поколений исследователей, которые
наиболее полно отразились в разработке Гегелем науки о развитии. Диалектика была и до Гегеля,  что не
отрицает его заслуг в разработке диалектической детерминации мышления. Последующее развитие
диалектики схоже с развитием логики: она вс¸ более распространяется. В то же время момент
вырождения гегелевской е¸ формы наметился сразу же после смерти Гегеля. Только Маркс, Энгельс
спасли сознательную диалектику. Но далее диалектике выпала суровая судьба: е¸ профанировали
теоретики, вожди, исследователи.
Маркс спас диалектику практическим применением е¸ в «Капитале». Такая е¸ «консервация»
оказалась не лучшей формой, но иного не дано. Главным является то, что Маркс практически применил
Hosted by uCoz