Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 258 
Next page End  

Из гегелевской формы диалектики нельзя просто вывести марксову форму диалектики ввиду е¸
нерациональности [102,Т.20,с.372]. Гегелевская диалектика - «т¸мная», не доступная людям со здравые
рассудком, «крайне таинственная» [102,Т.20,с.384]. Переход от первой ко второй представляет собой
скачок.       
«... Диалектика, есть правильное отражение вечного развития 
мира» [88,Т.29,с.99].
«... Мир состоит не из готовых, законченных предметов,  а
представляет собой совокупность процессов ...» [102,Т.21,с.302]. 
Диалектика - философская основа марксизма [88,Т.17,с.415].
Сущность диалектики состоит в развертывании всей совокупности
моментов действительности [88,Т.29,с.141]. «Соль диалектики» 
[88,Т.29,с.210]. 
«Философия ... резюмируется ... в методе» [102,Т.4,с.128].
«... Основная беда ... есть неумение применить диалектику к
теории отражения, к процессу и развитию познания» [88,Т.29,с.322].
Привед¸нные высказывания показывают: 1) существует особый
научный метод мышления; 2) он является наиболее развитым и плодотворным; 3) его практически
использовали Маркс, Энгельс, Ленин; 4) они внесли в его развитие важный  вклад и 5) этот метод  
представляет диалектическое мышление; 6) этот метод мышления остался неповторимым,  не
воспроизводимым в трудах исследователей. 
В науке имеется три  главных объекта  исследованных диалектически: систематика животных,
система химических элементов, политэкономия капитализма. Имеются и другие факты диалектического
мышления предшественников и современников. На их основе необходимо так разработать теорию
диалектики, чтобы диалектическое мышление стало нормой понимания всех объектов. Пока же оно
сохраняется преимущественно в стихийной форме.
В марксизме существуют не только восходящие, но и нисходящие потоки, не только возрождение,
но и факты вырождения. Первое вырождение марксизма произошло в работах ближайших сотрудников
Маркса и Энгельса,  создавших II Интернационал. Это вырождение марксизма анализировал Ленин.
Второе вырождение марксизма произошло вместе со смертью Ленина. С тех пор господствует
схоластика, эклектика, эмпиризм, догматизм и т. п. в общественных науках, что и было коренной,
конечной причиной всех негативных процессов реального социализма. Нежелание учиться,
неспособность мыслить диалектически - сущность и первого и второго вырождения марксизма. Можно
привести много аргументов в пользу сказанного. Многие оценки совпадают с мнением философов
[например, 181], но тем не менее философы по настоящему так и не осознали коренной причины
сложившегося положения с их профессией.
Диалектика не приобрела практического значения не только для повседневного мышления всех
людей, но и для специалистов. Ф. Энгельс считал конфликтом неиспользование диалектики в
естествознании [102,Т.20,с.22]. За прошедшее время этот конфликт стал всеобщим для наук и перерос в
диалектический кризис, который состоит в том, что диалектика не стала нормой понимания всех
объектов, не вытеснила метафизику из науки.
Диалектический кризис науки нельзя осознать без понимания того, что буржуазная идеология
давно прокляла диалектику, боится е¸ и борется с ней. «В сво¸м рациональном виде диалектика внушает
буржуазии и е¸ доктрин¸рам - идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание
существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели ...»
[102,Т.23,с.22].  Вс¸ последующее развитие показывает обоснованность данного положения Маркса. В
то же время происходят и парадоксальные с точки зрения данной идеи процессы в развитии диалектики.
Прокляв диалектику, буржуазные исследователи пришли к ней с позитивистских позиций «динамизма»,
«эволюционизма» и т. п. Они применяют диалектическое мышление больше, чем это имело место в
рамках его адептов. Произошла перемена знам¸н и врагами диалектического мышления вс¸ более
становятся е¸ «друзья». 
«Возвращение к диалектике как высшей форме мышления» [102,Т.19,с.202] еще предстоит науке
и для этого придется преодолеть много трудностей. «... Подделка эклектизма под диалектику легче всего
обманывает массы, да¸т кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все
        Диалектика
[102,Т.20,с.379]
     
--------+------¬
стихийная
  классическая
(греческая)       сознательная
             
--------+------¬
                 немецкая
рациональная
               "т¸мная"     
[102,Т.20,с.372]
Hosted by uCoz