Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 258 
Next page End  

тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не да¸т никакого цельного и
революционного понимания процесса общественного развития»  [88,Т.33,с.21].
Лозунги современных направлений развития мышления можно свести к следующим
направлениям.
Имеется много направлений развития
мышления, которые пытаются решать главные
проблемы вне идей Маркса, Энгельса, Ленина. Авторы
часто игнорируют их идеи и более того обвиняют их
во всех смертных грехах общественного падения.
Пытаются идти впер¸д вне позитивного вклада 
Маркса, Энгельса, Ленина в развитие науки, используя
системный, структурный, эвристический, проблемный,  
синергетический, герменевтический и другие подходы. Имеются и те, кто хотел бы «вернуться назад» к 
классикам. Они не видят самого главного  у предшественников - драгоценных при¸мов [88.1.197],
составляющих методологию. После В.И. Ленина стал господствовать догматический марксизм-
ленинизм, который  не был тем, на что претендовали его адепты и который повинен в крахе социализма
в СССР. Необходимо не только восстановление  идей Маркса, Энгельса, Ленина, но и дальнейшее
продвижение вперед.  Маркс обладал «великолепным диалектическим талантом» [102,Т.32,с.583] и
проблема состоит в том, чтобы поднять активную часть народа до  такого уровня интеллекта в качестве 
фактора общественного прогресса.
Диалектический метод есть система строгих «драгоценных при¸мов»  познания,
детерминирующих мышление развитием объектов. Эта система рецептов ограничена и не позволяет в
полной мере понять объект на основе его развития. Данная ограниченность «жесткого» диалектического
мышления снимается более «мягкой»  его формой - диалектической логикой. И последняя имеет
ограниченности и не позволяет абсолютно истинно отразить объект на основе его  развития.  Будучи
относительной, диалектическая логика ограничена  как познавательное средство (относительность е¸
эвристической возможности). Применяя диалектическую логику надо одновременно четко понимать е¸
относительность и обращаться к более развитой форме диалектического мышления - творческому. Надо
анализировать действие законов диалектики в развитии каждого объекта в  качестве общего руководства
к его  пониманию. Это самая  ограниченная рекомендация и поэтому она обладает большой «свободой»,
гибкостью, эвристичностью, но и одновременно большей  трудностью применения. Творческое
диалектическое мышление использует диалектику как общую теорию развития (состояния) для
познания объектов. Условием осуществления творческого диалектического мышления является
познание самой диалектики как общей теории развития.
Диалектические законы служат средством понимания развития объектов. Эти представления,
«которые совершенно отклоняются от этих законов и суть лишь выражения в сознании движения, каким
оно кажется» [102,Т.25,Ч.1,с.343]. Представление о законе развития всегда  относительно и может быть
уточнено тем или иным образом, конкретизировано.
Законы диалектики показывают «... всемирные, всесторонние, живые, связи всего со всем ...»
[88,Т.29,с.131]. Эти связи существуют в объектах и отражаются в субъекте в качестве законов
диалектики. И задача состоит в том, чтобы их можно было использовать в качестве всеобщего
руководства при познании всех объектов.
                          
                       
                      3. 4. Законы диалектики
                      3.4.1. Первый закон диалектики:
                                    раздвоенность единого
Вс¸ на свете имеет две стороны. 
В.И. Ленин [88,Т.6,с.331].
При объяснении первого закона диалектики господствует нелогичность, начиная с его
обозначения. Созда¸тся впечатление о том, что пишущие по этому вопросу вообще не руководствуются
логикой, особенно первым законом логики. Нелогичность обозначения первого закона диалектики вед¸т
к ошибке в его объяснении и тем самым препятствует его применению к пониманию объектов.
Самый фундаментальный и всеобщий закон любого состояния объекта может быть назван
различно. Не все его обозначения рациональны в сложившейся структуре научного языка.  При
             Развить мышление
       
--------+------¬
"вне Маркса" 
   на основе
Маркса 
              
--------+------¬
"назад к Марксу"
  впер¸д от
Маркса
Hosted by uCoz