Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 258 
Next page End  

обозначении объектов, в том числе данного закона, необходимо  пользоваться самым фундаментальным
свойством обозначаемого  объекта, которое показывает общее свойство всех проявлений закона. Сейчас
же первый закон диалектики обозначают наоборот: самым развитым его проявлением. В результате
такого обозначения первого закона затрудняется его трактовка в качестве всеобщего закона  объектов. 
                       обозначают             надо обозначать
                              о                               о
                     
----+---¬            ---+---¬
                       о  
     о                   о 
    о
                          
---+---¬           ----+---¬
                               о
     о                  о 
     о 
Первая ошибка в обозначении первого закона диалектики состоит в том, что он обозначен не
термином, указывающим на его фундаментальное свойство, а термином, указывающим на
специфическое его свойство в наиболее сложной сфере его действия, характеризующей мышление.
Вторая ошибка состоит в отождествлении форм действия этого закона посредством употребления
обозначающих их терминов в качестве синонимов. Для преодоления этих недостатков трактовки закона
необходимо объяснить его на основе диалектической логики, т. е. показать фундаментальное свойство
закона и формы его проявления.
При объяснении первого закона диалектики вне диалектической логики рациональнее
пользоваться эвристичностью синонимической неопредел¸нности его обозначения. Именно она имеет
место в работах классиков. Они широко использовали весь набор проявлений первого закона
диалектики, а не сводили его к действию только противоречия. Употребляя различные обозначения
первого закона диалектики, классики не отождествляли их, а с их помощью содержательнее отражали
процесс развития. При этом можно увидеть и переходы одного в другое  до полного противоречия
[102,Т.47,с.548]. На основе этого положения можно видеть, что противоречие есть высшая форма
противоположности интересов классов.
Ф. Энгельс отмечал противоположность и противоречие одного и  того же явления
[102,Т.21,с.69], а значит не отождествлял данные понятия и выражаемые
ими свойства объектов.
«Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу
догм рассматривать противоречащие  друг другу факты и действительные
противоречия, являющиеся скрытой подопл¸кой этих догм, только в этом
случае  политическую экономию можно превратить в положительную
науку» [102,Т.32,с.145].
Резюмируя объяснение элементов диалектики, В.И. Ленин отметил
следующее: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о
единстве противоположностей. Этим будет  схвачено ядро диалектики, но
это требует пояснений и развития» [88,Т.29,с.203]. Здесь можно видеть
название Лениным не «противоречия», а  «противоположности» в качестве всеобщей характеристики
развития и обозначения первого закона диалектики. Тем самым наиболее широко распростран¸нная
трактовка сущности первого закона диалектики как противоречия не соответствуют данному
положению Ленина. Конечно, у Ленина можно найти и другие положения, в том числе и рядом с этим -
«противоречивость в самой вещи, противоречивые силы и тенденции во всяком явлении»
[88,Т.29,с.202]. И не лучшим решением является объяснение в качестве синонимов этих понятий.
Вместо этого надо системно объяснить сущность противоречий как некоторую дань гегелевской
концепции идеализма в трактовке первого  закона диалектики: обозначение именем более развитой
формы объекта всех ей генетически предшествующих форм.
Обозначение объектов обычно вытекает из необходимости указания самых главных, сущностных
свойств этих объектов.  Установив же обозначение объекта, необходимо не «множить» его синонимию -
не вводить других обозначений данного закона. Это опасно, так как вед¸т к нелогичности: каждый
синоним оказывается не тождественным своим содержанием другим и тогда нарушается первый закон
логики (тождества). Именно это имеет место в обозначении первого закона диалектики, что привело к
его неприятию и неиспользованию многими исследователями в качестве руководящей идеи в познании
объектов.
Энгельс   отмечал малую применимость категорий, выражающих действие закона диалектики в
одной сфере действительности, к отображению их действия в другой сфере действительности
[102,Т.20,с.526]. Если попытаться объяснить человеку со здравым рассудком противоречивость камня
   противопоставления 
    
--------+------¬
  просто
 
противоположности 
           
--------+------¬
           просто 
  
противоречия
Hosted by uCoz