Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 258 
Next page End  

Необходимо исключить этот негативный элемент стихийного развития терминологии и не называть
противоречием все менее развитые формы проявления первого закона диалектики.
В обозначении первого закона диалектики следует учитывать накопленную наследственность в
теории. Если главное обозначение этого закона оказалось односторонним, а следовательно ложным, то
его нельзя просто игнорировать. Ленин писал, что «... диалектика есть изучение противоречия в самой
сущности предметов ...» [88,Т.29,с.227]. Подобные положения имеются и у Маркса: «Сосуществование
двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность
диалектического движения» [102,Т.4,с.136]. Единство «противоречивых, взаимоисключающих
противоположных тенденций во всех  явлениях и процессах природы (и духа, и общества в       том
числе)» [88,Т.29,с.317]. В привед¸нных положениях  Маркс и Ленин использовали гегелевский смысл
термина для обозначения понятия. И до определ¸нной поры от такой трактовки терминов вред был
минимальным. Сейчас такое понимание стало препятствием на пути практического применения
диалектики даже исследователями.
Сложной проблемой истолкования «противоречия» является следующее. Противоречивость
существует в различных формах, и их надо специально исследовать. Отметим только постановку этой
проблемы и направление е¸ возможного решения
Противоречивость идей в объяснении объектов
лежит в основе противоположности интересов людей
[88, Т.44, с.343], в различных позициях людей   в 
жизни и т. д. Из противоречий идей вытекает
противоречивость целей, планов, действий человека, в
том числе и труда, продуктов труда, социальной
практики, техники. Поэтому понятие
«противоречивость» относится не только к «голым»,
«чистым» идеям, но и к их материализованной,
овеществленной, объективированной форме ввиду
превращения науки в практику, в технику. Поэтому
истинным является употребление понятий
противоречивости в более широкой сфере, чем просто духовный мир, идеология, идейность и т. п.
Противоречива вся ноосфера.
«... В сфере мышления мы не можем избежать противоречий ...» [102,Т.20,с.124]. В результате
противоречивыми оказываются продукты труда, вся практика общественной жизни. А поэтому
необходимо исследовать эти противоречия и особенно в общественных отношениях.
Анализ товара на основе единства и противоречивости полезности  и стоимости, затем анализ
стоимости состоял в выявлении двух полюсов выражения стоимости товара - относительной и
эквивалентной формы стоимости.  Маркс объяснял их прежде всего как два полюса, полярные формы
проявления стоимости. Они нераздельны и взаимно обусловливают друг друга и в то же время «... обе
эти формы суть противоположные,  друг друга исключающие крайности, то есть полюсы одного и того
же выражения  стоимости» [102,Т.49,с.140].  Маркс  часто их называл «полярно противоположными
формами», писал о «полярности относительной и эквивалентной формы стоимости» [102,Т.31,с.267 и
269].
«Относительная форма стоимости и эквивалентная форма - это соотносительные, взаимно друг
друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие или
противоположные крайности, т. е. полюсы одного и того же выражения стоимости ...» [102,Т.23,с.57]. В
таком случае «полярность» показывает фундаментальное свойство всех более конкретных проявлений
первого закона диалектики. Здесь важно отметить такие свойства объектов, составляющие содержание
первого закона диалектики: соотносительность, взаимообусловленность, нераздельность, взаимное
исключение, противоположную крайность, полярность. Все эти свойства единого целого и
представляют наиболее общее выражение первого закона диалектики в его всеобщей и одновременно
простейшей форме полярности.
        противоречивость
 
------------+----------
--¬
идей
  интересов
отношений 
           
--------------+--------
-----¬
      конфликты
  коллизии
 
войны
Hosted by uCoz