Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 258 
Next page End  

«Помню, - вспоминал Анастас Иванович Микоян, - как однажды Артем Иванович с тревогой говорил о
судьбах авиации. Было это, когда мы круто взяли линию на ракеты. Америка превзошла нас количеством
стратегических ракет, а это было для нас опасно, поэтому и сделали крутой поворот в пользу ракет.
Политически это вполне понятно. Вот тогда - то Артем Иванович и сказал: "Это, конечно, правильно, но
авиация еще долго будет играть свою роль, и, наконец, в большой ракетной войне авиация тоже найд¸т,
где поработать!
Я не стал с ним спорить, постарался успокоить его: - "Временно надо налечь на ракетное дело.
Сил на вс¸ не хватает!»
В обстановке "ракетного бума", когда самол¸т в глазах некоторых военных и государственных
деятелей выглядел, если не чистым анахронизмом, то, безусловно, чем-то к этому близким, Артем
Иванович, как свидетельствуют сотрудники КБ, проявил железную выдержку и непреклонную
тв¸рдость.
Вклад Микояна в ракетную технику велик. Но как ни склоняли Артема Ивановича товарищи по
оружию к переходу на чистую ракетную технику, он устоял, сохранив рыцарскую приверженность к
самол¸там, истовую веру в их будущее, веру, основанную на точных инженерных расч¸тах» [9,с.62]. 
Данный факт показывает, что признание сохраняемости в развитии   поможет избежать таких
затруднений в творчестве. Это не означает, что во всех случаях будет сохраняться вс¸ исходное. Научное
признание сохранения исходного в развитии должно, по крайней мере, исключить ситуацию, когда
научно правомерным считается только быстрейший переход к новому при обязательном отказе от
исходного.
Изучение истории диалектики позволяет сформулировать в качестве закономерности наличие
некоторого отставания развития диалектики от  опережающих     е¸ сдвигов социальной жизни. Это
хорошо показано при характеристике этапа   становления капитализма, вызвавшего через определ¸нный
период времени переход от господствующего метафизического к диалектическому мышлению [61,с.10-
11]. Аналогичный процесс, можно считать, происходил при становлении новой формации.
Первоначально в социальной действительности оказались сохран¸нными многие достижения
общественного прогресса, а уже затем теоретически стали вс¸ более осознавать значение сохраняемости
в социальном развитии и вообще в развитии объектов. Первоначально большое значение имел
ошибочный пролеткультовский подход - призыв к полному уничтожению старого для того, чтобы
построить такое же новое (срыть железные дороги и на их месте построить новые), хотели «убежать»
быстрее   и далее от капитализма, сделать вс¸ заново и наоборот. 
Не уяснив должным образом диалектики, не научившись диалектически мыслить, превратили
диалектику в оружие разрушения, деструкции. Пролеткультовская политика не была случайна, а
проявляла стремление народа преодолеть сложившийся образ жизни. Б.П. Курашвили писал об
органически присущем социальной революции чрезмерном пафосе отрицания: «Отречемся от старого
мира, отряс¸м его прах с наших ног", «Ни грана старого!» [96,с.50]. Деструктивная диалектика стала
орудием пролеткультовского подхода к капитализму: надо взорвать храм для того, чтобы построить
новый идеал будущего общества на его месте. Истинная, конструктивная диалектика требует не
разрушения старого, а, прежде всего, строительства нового. Новое в меру его практичности вытесняет
старое, не уничтожает его. Для того, чтобы конструктивный подход стал главным в прогрессивном
развитии общества, необходимо разработать диалектику как всестороннюю теорию, отображающую
развитие и служащую основой политики и практики.
Социализм есть  высшая форма социализации при капитализме. Социализм не может быть
построен на полном отрицании ранее накопленной культуры, существующей при капитализме.
Социализм бер¸т многое от капитализма, отличаясь от него некоторым усилением ряда сторон
социального прогресса - замена некоторой доли частной собственности государственной и т. д. Вряд ли
следует искажать оценку степени совпадения реальных формаций в любую сторону - уменьшения или
увеличения степени их общности. На первых порах после социалистической революции господствовали
более радикальные взгляды. Военный коммунизм - не простое заблуждение, вынужденная мера, а
закономерное следствие романтизма радикальных взглядов на общие и особенные процессы в
капитализме и социализме. Преодоление такой романтической увлеченности в преувеличении различий
данных формаций пойдет на пользу общественному прогрессу.
Научная оценка сохраняемости в социальном развитии имеет громадное значение для
обновления, оздоровления общественной жизни. Необходимы специальные исследования всех аспектов
общественной жизни с этой точки зрения. Особое значение принцип сохраняемости имеет для
понимания экономического строя общества и утверждения рациональной его формы.
Hosted by uCoz