Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 258 
Next page End  

Итак, четвертый закон диалектики состоит в том, что в развивающемся объекте   исходные
формы сохраняются в течение определ¸нного периода времени в качестве простых, пережиточных
форм. Короче, простые формы объектов сохраняются в развитии. Сохраняемость исходных форм
объекта вед¸т к их сосуществованию с новыми формами объектов, к возникновению
противоположности между ними, противоречию. Уч¸т этого характера развивающихся объектов
позволяет понять их более содержательно.
Признание сохраняемости исходных форм объектов предполагает систематику этих процессов.
Для этого надо сначала выявить номенклатуру форм сохранения: традиции, обычаи, пережитки,
стабильное, сбережение, сосуществование, спасение, совмещение, классику, базис и т. п. Далее их надо
системно упорядочить, начиная с нахождения отдельных   фрагментов их системной трактовки,
например, трактовки обычаев, традиций, классики. Обычаи - сохраняющееся в жизни общества,
традиции - позитивные обычаи, а классика - лучшие традиции прошлого. Другой пример, сохранение,
сбережение, спасение. Сохранение может быть стихийным, сбережение - сознательное сохранение,
спасение - специальное сохранение от вырождения, вымирания прошлого. Соответственно, следует
соотнести понятия: стабильность, устойчивость, сосуществование и т. д.        
                             
                                 Не числом, а умением
                                               (Заключение)
Задача же эта такова, что она никогда не может
быть разрешена отдельным человеком.
Ф. Энгельс [102,Т.19,с.206].
Будь полезен государству:
учись или умирай. 
В.Г. Белинский [10,Т.1,с.362]. 
В общественном развитии большую роль выполняют различные факторы. Первоначально
единственными были природные силы, в том числе сила стада предлюдей (первобытной орды) и
остальных животных. Пользуясь этой силой, наши предки не только выжили, но и стали людьми.
Основой прогресса их жизни были, прежде всего, физиологические силы, начиная с их мускульной
силы. Затем вс¸ большее значение приобретали социальные, в том числе духовные, факторы.
Социальные факторы являются основными в развитии человечества. Исходной формой этих
факторов можно считать нравственность. Нравственность - важный регулятор, обеспечивающий
выживание общества на основе сложившегося порядка. Она развивалась медленно и в большой мере
зависела от обстоятельств жизни людей. Она отражала общечеловеческие интересы, как и интересы
социальных групп людей. Гуманизация нравов          делала их объединяющим фактором цивилизации.
На основе нравов возникли и другие социальные факторы общественного развития.
Религия была определ¸нной формой осуществления нравственности. До тех пор, пока
сохраняется низкий уровень жизни людей, религия имеет позитивное значение в их жизни, что не
отрицает использования е¸ в своих корыстных интересах реакционными кругами общества.
Силовой фактор сохраняет значение в жизни общества, начиная с мускульной и включая 
превращенную его форму - власть, право, закон.
Основным фактором общественной жизни стали интересы людей. Интересы одновременно
объединяют и разъединяют индивидов в зависимости от обстоятельств. Особенно возросла роль
интересов в эпоху господства частной собственности. В этих условиях альтруизм человеческих
отношений был существенно потесн¸н эгоизмом, чистоганом. Эгоизм - ведущая сила эксплуататорских
обществ и сохраняет это конституирующее значение до настоящего времени. Сообразуясь с нравами,
интересы перекраивают их для обоснования выгод эксплуататорских слоев, классов общества. Сегодня
интересы правят миром людей. Без уч¸та интересов не может быть плодотворным ни одно
общественное мероприятие. Соблюдение интересов народа - главное условие стабильности
общественной жизни, прогрессивного е¸ развития. В то же время пока определяющими являются
эгоистические интересы эксплуататоров. Антагонизм интересов трудового народа и эксплуататоров стал
основным противоречием современной эпохи. Борьба вед¸тся не на жизнь, а на смерть. Социальный
Hosted by uCoz