Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 258 
Next page End  

победили и создали уникальное явление духовной жизни - реалистическую живопись ХIХ - ХХ века.
Она и сегодня работает на общественный прогресс народа, имеет непреходящее значение.
Прогресс духовной жизни обеспечен большим числом самопожертвований энтузиастов, идейных
людей. Все эти факты иллюстрируют необходимость борьбы за новое. Старое не уступает без боя и
сегодня. Борьба за новое также тяжела, как это было и раньше. И значение этой борьбы не меньше, а,
пожалуй, больше, чем ранее. На этом фоне надо познать старую, острую, драматичную, актуальную
проблему интеллектуальной революции как давно назревшую необходимость качественного скачка
интеллектуализации общественной жизни посредством е¸ диалектизации - становлении нормой
диалектического мышления.  Диалектический ликбез - исходное для диалектизации всей жизни и
интеллектуальной революции вообще.
«Взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей
созданы условия их
жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты
всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже
противоположными тому, чего желали. Этот взгляд лишь в более или менее отдал¸нном будущем может
стать соответствующим действительности, поскольку люди будут заранее знать необходимость
изменения общественного строя (да будет так позволено сказать), вызванную изменением отношений, и
пожелают этого изменения, прежде   чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли»
[102,Т.20,с.639]. Эпоха социального творчества началась с идейности, воплотилась в реальную жизнь
многих людей с Октябрьской революции, но и сегодня ей недоста¸т диалектического интеллекта.
Отсюда и ее крах в СССР.
Возможности интеллекта всегда ограничены. Поэтому всегда надо исходить из относительности
интеллекта. «Фактически каждое мысленное отображение мировой системы оста¸тся ограниченным,
объективно - историческими условиями, субъективно - физическими и духовными особенностями его
автора» [102,Т.20,с.36]. Субъективность творчества не отрицает возможного наличия в продуктах его
труда объективно-истинных элементов. Основами творчества могут быть все методы, накопленные
обществом за предшествующий период времени, начиная с метода проб и ошибок.
Развитие мышления происходит по-разному и достигает различного уровня у субъектов. Можно
развивать его прочтением всех исторических работ и, тем не менее, не быть способным мыслить.
Можно вообще не читать исторических работ, а, тем не менее, освоить мышление и успешно его
применять. Высшая форма мышления возникает тогда, когда забывают конкретные правила в качестве
знаний и, тем не менее, фактически их применяют в мышлении. Так владеют грамматикой большинство
образованных людей. Так надо развивать способность мышления [91,Т.2,с.236].
несознательно - сознательно - подсознательно
Только развитие диалектических способностей людей позволит им понимать друг друга,
однозначно ставить цели, достигать единства совместных действий. Многие главные негативные
явления реального социализма  были порождены тем, что диалектика не перешла с уровня учения на
уровень теории, а поэтому господствует полузнание диалектики, что опаснее е¸ незнания. В результате
этого нормой стала деструктивная диалектика, т. е. отсутствие диалектического мышления и господство
эклектики.
Овладение диалектическим мышлением предполагает восприятие всех его категорий, типов
мыслительных операций с ними. Когда говорят сейчас, например, «умножение», то каждый
образованный человек воспринимает однозначно порядок мыслительных действий, который он должен
выполнить. Аналогично надо овладеть всеми важнейшими элементами мыслительных действий, на
основе которых происходит диалектическое понимание объектов. Для этого нужно иметь строгую,
стройную систему понимания самого мышления, чего пока еще нет. Поэтому первоочередная задача
овладения диалектическим мышлением состоит в том, чтобы создать систему категорий
диалектического мышления, педагогически проэкспериментировать е¸ с тем, чтобы затем рекомендовать
е¸ в качестве руководства к действию.
                           Система категорий диалектики
                       
-------------+-----------¬
                             создать  
   познать 
применять
                 (исследователи)      (педагоги)    (практики) 
Hosted by uCoz