Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 258 
Next page End  

Видимо, не все воспримут предлагаемый подход  по данному вопросу. Если кто-то не овладел
диалектическим мышлением на основе данного практического руководства, не волнуйтесь и просто
поверьте нам в данном деле - его специалистам. Судите о результатах овладения диалектическим
мышлением по его плодам - доступности объяснения с его помощью интересующих вас сфер мира,
действительности.
3. Обучаемые обычно внутренне сопротивляются перерыву восприятия текста посредством
комментаторских сносок. Тем не менее, такие перерывы восприятия имеют дидактическое значение:
прервать чтение с тем, чтобы сделать его осознанным, помешать отклонению внимания читаемого от
идей текста, заставить обучаемого задумываться самостоятельно по поводу прочитанного, восстановив
общую канву читаемого и т. д. Перерывы, конечно, должны быть оптимизированы и к месту, что легче
провозгласить, чем осуществить на практике.
                          Перерывы восприятия
                   
-------------+-------------¬
         сноски    отсылки к прило-        отсылки к другим
       (схемы)    жению, примечанию    работам
Постраничные сноски, как и схемы, - простейшая форма такого перерыва чтения. Отсылки к
приложению и примечанию более трудо¸мки: надо найти приложение, примечание, воспринять их,
сравнить с читаемым, обдумать соответствующий аспект проблемы и снова возвратиться к главной идее
текста. Еще более существенны отсылки к другим работам. В качестве такой отсылки следует
воспринимать все ссылки на другие работы в тексте, особенно на работы классиков науки. По
возможности необходимо обращаться к соответствующим работам с тем, чтобы прочитать там
несколько страниц до и после цитаты, подумать самостоятельно, соотнести с текстом пособия и тем
самым сделать процесс восприятия идеи сознательным пониманием.
4. В соотнесении понятий «рассудок», «разум», «мышление», «интеллект» имеется много
проблем. Рассудок часто трактуют как собственно мышление, а это значит, что его следует считать
высшей формой отражения мира людьми. В то же время широко распространено понимание разума как
более высокой развитой формы отражения мира людьми. Разумностью обычно называют
диалектическое мышление [102,Т.20,с.537]. Рассудочность и разумность - исходные формы интеллекта
по сравнению с мышлением, как высшей формой интеллекта. В то же время интеллектом     можно
считать более развитое отражение по сравнению с рассудочностью и разумностью. Можно найти
аргументы каждому из высказанных мнений. Многое зависит от вкладываемого содержания в данные
понятия.
Вряд ли обоснованно отрицать наличие разума у всех нормальных людей (гомо сапиенс), не
получивших даже образования. Соответственно они обладают и рассудочностью, которая может быть
разного уровня развития. Простой рассудок возникает на основе перенятия опыта жизни между
поколениями в процессе воспитания, научения, просвещения. Высшая его форма предполагает
специальное обучение умению «философствовать». Мышление же, т.е. способность самостоятельно
оперировать мыслями, возникает только на основе специального обучения этому [102,Т.20,с.14].
Предшествуя появлению мышления, рассудок и разум возникают в «недрах» соображения людей. 
На основе рассудка и разума возникает способность мышления с помощью процедур
оперирования понятиями, истинность которых предопределена исторической практикой социально-
экономического прогресса.
5. В качестве  дидактических средств могут быть использованы написанные на основе данной
интерпретации диалектического мышления работы: «Материальные производительные силы общества»,
депонированная  в  ИНИОНе АН СССР, «Методика применения аудиторного телевизионного комплекса
при чтении лекций по общественным наукам (на примере политэкономии)», «Методика
программированного контроля по общественным наукам (на примере политэкономии)», 
депонированных в НИИ ВШ, а также и некоторые другие работы, которые написаны на основе
диалектического мышления.
6. Деятельность людей разнообразна. Пока не построена система основных е¸ форм.
Инстинктивные, целесообразные действия происходят на основе врожд¸нных рефлекторных
стереотипов. Не зная нейрофизиологических оснований своих инстинктивных действий, люди
действуют целесообразно при достижении многих целей. Более сложным типом деятельности можно
считать подражание, возникающее на основе стихийно, подсознательно возникающих умений, навыков
выполнения определ¸нных действий. Подражание также стереотипно, но возникает у индивида в
процессе его научения в совместной жизни, деятельности. Более сложным типом деятельности является
Hosted by uCoz