Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 258 
Next page End  

энтузиастов.     Поэтому первоначальным материалом для восприятия мышления могут быть специально
написанные тексты, которые упрощенно показывают его образцы. Сначала надо понаблюдать прим-
енение диалектики на простых текстах и попытаться понять сущность мышления, а затем тренировать
способность пересказом  диалектически написанных текстов,   аналогичного объяснения простейших
объектов и т.д. Такое восприятие     мышления означает развитие его как определенного стереотипа,
шаблона действия,  свидетельствующего о восприятии начатков  диалектики   или «зачатков
диалектики» [88,Т.29,с.326].
Начальная ступень диалектического мышления может быть названа диалектическим методом. 
«... Диалектика ... представляет ... метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, 
для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследований к другой» [102,Т.20,с.367]. 
«Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический  метод ...»
[88,Т.29,с.215]. 
«... Метод предшествует всей науке  и все то, что пытаются [утверждать] до того, как его
правила хорошо исследованы и твердо установлены, по всей видимости, необходимо и должно быть
отброшено как простая игра ума» [64,Т.2,с.309-310].
Диалектический метод предполагает усвоение определенных мыслительных приемов на уровне
шаблонов. Такое применение диалектического мышления не требует сразу же понимания его
собственной сути и сложных способов его применения. Осознавая относительность простых образцов
диалектического объяснения объектов, необходимо их использовать в качестве дидактического средства
обучения. Объясняемые предметы должны быть известны обучаемым из жизни и без диалектического -
мышления. Они должны выступать в  форме своеобразных «счетных палочек»  диалектики, которые
призваны стать средством развития способности самостоятельно мыслить (Примеч., п. 5). 
1.2.1.1.  Фрагментарное диалектическое  мышление
...Располагать свои мысли в определенном порядке,
начиная с предметов простейших и легко познаваемых,
и восходить мало-помалу, как по ступеням,
до познания наиболее сложных.... 
Р. Декарт [43,Т.1,с.260] (Прил., рис. 8)
Чтобы понять отдельные явления, мы должны 
вырвать их  из всеобщей связи и рассматривать
их  изолированно.... Ф. Энгельс [102,Т.20,с.546-547]
Фрагментарное диалектическое мышление представляет объяснение ограниченного числа форм
объекта.  Например, известно примерно 20 тысяч форм карандашей, а поэтому 3  карандаша составляют      
малый их фрагмент. Тем не менее, и 3 карандаша могут отражать в целом развитие всего их множества и
быть средством для обучения мышлению.
1.2.1.1.1. Категориальные  (эволюционные) ряды.  Сориты. Диалектическая координация
понятий
«Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно
приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или
громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки
зрения научной,  это - не забывать основной исторической связи,  смотреть на каждый вопрос с точки
зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это
явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
В.И. Ленин [88,Т.39,с.67]
Диалектическое средство идентификации объектов состоит в выяснении сущности познаваемых
объектов на основе их уподобления с известными объектами. Исходной формой мышления следует  
считать построение категориальных рядов, отображающих развитие форм объекта,  единых
исторических  рядов развития [102,Т.23,с.501], соритов. Диалектическая координация  форм объекта
состоит в таком расположении обозначающих их категорий, которое показывает историю их развития.
Эволюционный ряд устанавливают в результате применения различных подходов к соотнесению форм 
объекта - их  упорядочению, приведению в порядок  на основе их  развития. Он показывает как
Hosted by uCoz