Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 258 
Next page End  

подрастающего поколения (ТВПП). Этой проблемой автор занимается длительное время и имеет строго
определенную позицию. В соответствии с общей теорией ТВПП, подготовленной автором, ТВПП
является главным средством для развития смекалки и сообразительности. Отвлечемся от развития этой
способности людей, безразлично как ее считать - предтечей или первой  ступенькой интеллекта.
Здравомыслие и мышление.   Здравомыслием является стихийно возникающая  способность,
которая представляет применение главных приемов мышления.  Каждый нормальный человек 
развивает эту способность в обыденной жизни. Особое значение из приемов здравомыслия имеют 
энтимемы, эпихейремы и сориты, которые люди не осознают. (В грамматике их обозначают «назывными
предложениями»).  Здравомыслящие люди должны понимать эту свою способность вообще и как
исходное начало для развития логического и диалектического мышления.  Задача состоит в том, чтобы
добиться осмысления этих приемов рассуждения, детерминировать их, сделать их сознательным
методом мышления.        
                                      Путь разума
  сориты
полиссилогизмы
доказательства
теории
Сориты здравомыслящих людей выступают в виде рядов слов для выражения
последовательностей развития объектов. Сориты интеллектуалов - всего лишь ядро теоретического
понимания объекта. Интеллектуал знает сориты как сокращенные полиссилогизмы, являющиеся
доказательством и ядром теоретического понимания. Разработка соритов возможна только в меру
разработки теории. Нет соритов вне теории, как и теории нет вне соритов.
«Школа должна учить мыслить». Этот лозунг провозглашен давно и его можно считать
общепризнанным. Тем не менее, этот лозунг не однозначен в 
виду того, что по-разному понимают сущность мышления.
Считая мышление результатом только специального
обучения, исходим из того, что современная школа не
обучает логическому мышлению.
Стихийное и сознательное диалектическое
мышление. Диалектическое мышление первоначально возникает в качестве стихийного.  Таковым
можно считать многие диалоги Платона, развивающуюся с древности
систематику животного мира,
особенно кладизм ХХ века. Таким же можно считать и систему  химических элементов Д. Менделеева,
да и многие фрагменты работ Маркса, Энгельса, Ленина. Стихийным признаем такое мышление, когда 
заранее не установлены его каноны. Одного провозглашения необходимости применять диалектику не
достаточно для того, чтобы  гарантировать диалектическое мышление по существу. Конечно,  имеются
разные переходные формы между стихийностью и сознательностью таких деяний.
Пропедевтика диалектического мышления. Пропедевтикой называют последовательное обучение
одному и тому же на разных уровнях развития личности. В таком случае надо строго определять
последовательность ступеней восхождения к определенному менталитету как единству интеллекта и
эрудиции. Пропедевтика сознательного диалектического мышления может быть сведена к трем
ступеням (формам). 
                                  диалектическое мышление (ДМ)
             
-----------+
-----------¬
                       шаблонное
  стереотипное
творческое
Человек часто пытается осмыслить процесс своего размышления, думанья. Это - элемент
здравомыслия. Специальное обучение позволяет поднять уровень такого  самоанализа (рефлексии) и его
плодотворность. Тем не менее методология часто оказывается не адекватной стоящим проблемам.  
Накопленное наследство по данному вопросу столь разнообразно, что его легче игнорировать и вести
речь о разработке ТДМ, имея в виду ее определенность, детерминированность, однозначность
восприятия, понимания. 
                               рефлексия 
  методология 
  технология
Для начала объясним ТДМ  с помощью  примеров на основе  пятого правила для руководства ума
Р. Декарта и идеи И. Канта.  Затем  проиллюстрируем ее на примере работ Платона. Системное
объяснение ТДМ предполагает одновременное  и постепенное развитие всеми возможными способами,
начиная с  категорий, наглядного моделирования графиками и текстового объяснения, проработку
рекомендуемой литературы и т.п.
   
--
мышления
(интеллекта)
 
--+-
  знания (эрудиции) 
--+---  труда
(нравственности)
Hosted by uCoz