Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 258 
Next page End  

5. Усвоение диалектического мышления зависит от многих факторов. Для этого надо иметь
определенную эрудицию, развитость соображения, воображения, ума и т.п. Содействовать этому можно 
проработкой ряда пособий по биологии, зоологии, ботанике, психологии,  педагогике. Начинать
желательно с учебных пособий средней школы, включая популярные издания, а потом  использовать  и
учебные пособия для высших учебных заведении, энциклопедии. 
6. Желательно использовать и оригинальные произведения классиков науки, прежде всего, по
логике, философии. Работы мыслителей прошлого требуют осторожного чтения, использования
комментарий к ним, современных работ о них и т.д. Особенно следует изучить ряд работ. Познакомьтесь  
с работой Энгельса «История винтовки»[102,Т.15,с.201] и постройте лежащую в ее основе
диалектическую модель. Изучите объяснение  Марксом средств размола зерна и особенно мельниц
[102,Т.47,с.407-418], эволюцию форм стоимости [102,Т.23,с.56-80]. Попытайтесь понять самое главное в
«Капитале» Маркса - его композицию [102,Т.31,с.154] при ответе на вопрос «что такое капитал?»
[102,Т.16,с.215] на основе «скелета» «Капитала» [88,Т.1,с.138; 88,Т.29,с.301]. Имейте в виду, что Маркс
опустил первый ход мысли и анализировал «развитие от товара к капиталу» [102,Т.38,с.177].
7. При чтении исторических работ обращайте внимание на эволюцию объектов как на   основу их
объяснения, например, воссоздание истории того, на чем писали люди: на скалах, на каменных плитах,
на древесной коре, на пальмовых листьях, на восковых, деревянных табличках, на папирусах, кусках
полотна, на пергаменте [94]. Экстраполируйте категориальные ряды с учетом последующего развития
практики. 
8. В повседневной жизни старайтесь понять объекты на основе их эволюции, обращая внимание
на изменение их свойств при переходе от одной формы объекта к другой, например, онтогенез
индивида: эмбрион, младенец, ребенок,  детство, юность, отрочество,  молодость,   возмужалость,
зрелость, старость. 
9. В процессе овладения мышлением желательно познакомиться и с работами, которые были
написаны специально на его основе, были «пробными камнями»  предлагаемой трактовки
диалектического мышления (Примеч., п. 4). 
10.
Учтите и такой факт: современные ученные не способны  сознательно применять логику и
диалектику, а поэтому не следует консультироваться у них по данному вопросу. Рациональнее
воспользоваться  идеями прошлых мыслителей.
11.
Осмыслите основные ряды категорий на основе схемы (Прил., рис. 9)
12.
Учебные упражнения можно дополнить поиском  решения проблем науки. 
В  частности, попытайтесь построить сорит математического  понятия «логарифм». Могу
предложить рассмотреть обоснованность или неприемлемость такой его версии: считалки - счет -
сложение - умножение - степени - логарифмы. Может быть он приемлем как основа, но требуются его
коррекции? 
Постройте сорит понятия «ловкость», воспользовавшись книгой (10а), которая, на мой взгляд,
результат стихийно диалектического мышления и содержит многое по данному вопросу. Конечно, она
написана давно и требует некоторого знакомства с психофизиологией.   Эту проблему должны решать
профессионалы, но «для себя» вполне можно попытаться определить ее «костяк» и на этой основе,
может быть, даже уточнить ТДМ. Главный сорит по данному вопросу, вероятно, является следующим: 
проворность (инстинктивная) - находчивость (интуитивная) - ловкость (сознательно развитая). Их
конкретизация требует особого поиска,  в этом вам поможет названная работа. 
13. Главная проблема по данному вопросу - системная (иерархическая) трактовка ТДМ на
уровнях:
Философской онтологии: субстанция, состояние, сложность, события, соотнесения и т.п.
Кантовской трактовки пространства, протяженности, времени, причинности (каузальности),
последовательностей,  рядов
Соотнесения понятий «прошлое», история, ретроспектива. История - познанное прошлое на
основе прямого  изучения его остатков, памяти общества. Ретроспектива - познание
(восстановление) прошлого  с помощью изучения настоящего, более развитого и законов
развития действительности.
Диалектическая логика как всеобщая онтология, исходящая из  всеобщих свойств любой 
развивающейся субстанции, в которой есть единство прошлого, настоящего и будущего,
служащее средством понимания действительности процедурой адекватных (аналогичных) ей
процессов идейного ее воспроизведения. 
Hosted by uCoz