Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 258 
Next page End  

чески используется. Все же претензии на нечто сокровенное считал иррациональными - уделом ограни-
ченных людей. В то же время некоторые факты общественной жизни показывают существование ранее
таких идей, которые не освоены обществом. Таким можно считать технологию дамасской стали: она по-
гребена вместе с посвященными, не удается в полной мере ее восстановить. Много такого же относится
к идеям о мышлении, интеллекте. В частности, можно утверждать, что именно такой факт существует в
отношении произведений Платона, прежде всего, его лучшего произведения - «Пир».      
Выбор сокровенного знания «Пира» вытекает из многих причин. В этом произведении имеется
весьма важная для выживания общества идея. Спасение человечества зависит от адекватного понимания
и данного произведения Платона. Обществу не выжить без сокровенного знания «Пира» Платона. Овла-
дение сокровенным знанием Платона позволит обществу овладеть могуществом мышления, что дейс-
твеннее силы знания, как проявления лозунга «знание-сила». Современное общество не пользуется воз-
можностью идей Платона - его главным богатством. Парадоксально, но факт: общество не овладело
главным в духовном наследии Платона.    
  
1.2.3.5.  «На ярмарку и с ярмарки»
Ранее многократно и многообразно пытался читать древних авторов, особенно диалоги, в том
числе и Платона. «Засыпал» от них очень быстро, против чего не противостояла их диалоговая природа,
которая, по мнению древнего комментатора, должна была противодействовать усыплению читателя.
Диалоги часто действовали на меня так же, как и книги, которые в юности называли «мухоморами». Те-
перь, когда практически вернулся с ярмарки («стою двумя ногами в могиле»), вдруг почувствовал пре-
лесть этих произведений, глубину их мысли, их актуальность для современности. Теперь обдумываю
чуть ли не каждый их знак. Дело не в книгах, а во мне. Общество не сформировало в юности меня
должным образом потому, что само не поняло важности этих работ. Это закономерно, что  подтверждает 
совет Сократа своему ученику: «Глаза рассудка начинают остро смотреть лишь тогда, когда прекращает-
ся острота зрения телесного. Тебе же до этого еще далеко» [Пир, 219а].
        зрение умом (видимое, умопостижимое)
                                        
 
                                   зрение глазами (зримое, обыденное)                                                             
    
Я
уже давно ношу очки и созрел для того, чтобы «видеть (постигать) умом». Здесь хочу помочь
развить способность умопостижения тем, кто еще не потерял своего чувственного зрения. Следует пре-
одолеть то состояние, о котором сказано в Библии: «смотрят и не видят» [От Марка: 4.2.11].      
Выяснив не тождественность «зрения» и «видения», зависимость видения от возраста следует ре-
шить проблему: возможно ли привить эту способность старцев молодым? При поиске ответа на этот во-
прос используем аналогию с развитием математики: переход от римской к десятичной системе счисле-
ния тысячу лет назад сделал умножение доступным детям, хотя ранее это было достоинством некоторых
старцев. Возможен ли такой скачок в развитии иных форм интеллекта, в частности — в передаче спо-
собности умопостижения молодым людям?      
Данная обратная зависимость может быть преодолена если не для всех, то хотя бы для ограни-
ченного круга людей - одаренных. Для этого и нужно произведение Платона. Но не только оно. При по-
нимании книг древних авторов нужно взаимодействие трех субъектов: древних авторов, читателя и ком-
ментаторов. Как бы никчемны не были некоторые комментарии, тем не менее, сопоставление их мыслей
об идеях прошлых авторов позволяет уяснить последние на основе их противопоставления.  
            
г=========>
ав
тор<
============¬
            
¦                            ¦
L=>
чи
татель <
=>
ком
ментатор<
=-
Никто не может снять ответственности с читателя за действие его ума, его понимание и древних
авторов, и комментаторов. Если читателю известно наличие важного сокровенного знания у автора, то
он должен выяснить его тем или иным образом. Конечно, пока этого достигают те, кто возвратился с яр-
марки, но как важно «вразумлять с детства»  [Протагор, 325В].      
Для понимания Платона важно
знать все его произведения, все комментарии его работ. На это можно потратить всю жизнь. Вне этого
приходится подчеркивать гипотетичность всего сказанного по данному вопросу. Но и сама пожизненная
Hosted by uCoz