Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 258 
Next page End  

 принципы    образцы    ал-горитм     (Принципы  приемы методы)
ничусь лишь теми определениями, на которых надеюсь показать его метод исследований» [там же].
И
сегодня мышлению следует обучать, прежде всего, с помощью образцов, добиваясь подражания им.
Конечно, не следует ими ограничиваться, а надо пояснять приемы, как это и делал Сократ.     
1.2.3.14. Рекомендации и образцы мышления
Мышление — основная форма интеллектуального труда. Условием мышления является осмысле-
ние его, что возможно на разных уровнях:      
«Анатомия» мышления состоит в объяснении состава
данного труда - его элементов. «Физиология» мышления должна
показать его элементы в действии. Технология мышления как
интеллектуального труда призвана обеспечить умение практиче-
ски самому выполнять его алгоритм. Эти уровни мышления воз-
можно осмысливать не последовательно, а только одновременно, пропедевтически. Постепенное овла-
дение элементами детерминации, визуализации, наглядного представления схемами и графиками, сим-
волизацией мыследействия является условием умопостижения объектов, в том числе и самого мышле-
ния, теоретического понимания «внутреннего строения науки» [17,с.21].      
Позитивное объяснение диалектического мышления сводится к показу его алгоритма. Не только
тогда, но и сегодня это не осуществлено. Пока нет общепризнанных руководств диалектического мыш-
ления. Поэтому ограничиваются показом его принципов. Это весьма важно, но недостаточно для науче-
ния мышлению. Использовали и образцы [«образчики», Государство, 557е] такого мышления. Все про-
изведения Платона содержат много положений о различных аспектах диалектического мышления. Весь-
ма важно попытаться их интегрировать в качестве наставления по диалектическому мышлению. 
Для обучения диалектическому мышлению индивидов надо полагаться не только на отдельные
высказывания, но и на образцы такого мышления. Многие диалоги
Платона могут быть образцами диалектического мышления. Особое
значение в этом плане имеет «Пир».      
1.2.3.15. Магическая семерка
В
древности некоторые числа имели магическое значение. Семерка — одна из них. Отсюда назы-
вали семь чудес света, семь мудрецов. Почти на всех пирах находим семь мудрецов. При этом часто,
например, Плутарх, указывает на то, что на пиру было больше мудрецов и говорило больше из них...      
Во время пира говорили многие, но запомнили только семь речей /(5+1)+1/. Сопоставляя их,
можно видеть главную идею «Пира» - образец диалектического объяснения любых явлений. «Пир» по-
строен как образец диалектического мышления посредством восхождения от простого к сложному: даны
образцы речей, из которых каждая последующая сложнее предыдущей. Последующий рассказчик пока-
зывает достоинства /+/ предыдущей речи и одновременно ее ограниченности /-/, которые пытается пре-
одолеть в своей речи.      
                                       +  — 
г=
                                  + —
г======-  7
                          +  — 
г=====-  6
                    +   -г======-  5
             + — 
г======-  4
       +  —
г=====-  3
     
======-
   2
1
Последовательность речей проявляет макрокомпозицию «Пира». Одновременно внутри ее соде-
ржится ряд микрокомпозиций аналогичного объяснения объекта, включая эпизод с икотой. О чем гово-
рят «семь речей на одну и ту же тему» (А. Ф. Лосев)?      
         7 восхвалений Эрота      
                   
г=======¦========¬
              6 в чистом виде
1 на примере Сократа     
          
г=======¦======¬
           5 другими
1 Сократом     
ФЕДР первым объяснял любовь или бога Эрота. Его речь - образец здравомыслящего рассужде-
ния, норма похвальной речи людей со здравым рассудком. Повседневный тип речи включает в себя аргу-
                          мышление      
     
---------+---------¬
«анатомия»
«физиология»
тех-
нология
                Диалектическое мыш-
ление
  
г==========+=========¬
Hosted by uCoz