Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 258 
Next page End  

                                                 Красота
г======T=======T======+=========T============¬
тела
души
    обычаев
законов
   красоты 
  прекрасного
Конечно, возможно предложить и свое название этих уровней движения мысли на примере объ-
яснения красоты. Не это здесь главное, а композиция, процедура мышления ... Подойдем к оценке дан-
ного положения с иной точки зрения.      
Перефразируем положение Платона, вложенное им в уста Сократа:              — Вы хотите знать ка-
кой-либо объект?      
поставьте к нему вопрос «что это?»,      
исходите из динамичности (эволюции) объекта,      
исходите из многообразия форм объекта,      
пытайтесь усвоить свойства форм объекта,      
сопоставлением упорядочите формы объекта,      
попытайтесь расположить их от простого к сложному.      
Уделите должное внимание последним элементам его положения: «переходить к искомому путем
сопоставления», что представляет новый «обратный» ход мысли:      
объясните сначала простое, т.е. исходную форму объекта,      
затем перейдите к объяснению более сложного, указав на его специфику,    
идя в этом направлении, объясните все формы объекта, в том числе и непосредственно вас ин-
тересующий.      
При переходе к последующему попытайтесь выявить специфику указанием его признака (суще-
ственного, отличительного свойства). С первого раза вы никогда не достигнете правильного соотнесе-
ния форм объекта, а поэтому вам придется много раз менять их местами, уточняя исходную гипотезу.
Эта работа и будет состоять в построении сорита понятий для теоретического объяснения объекта. Она
и станет собственно мышлением. Еще раз повторим. Важно выявить технологию интеллектуального
труда, алгоритм мышления. И его показывает Сократ устами Платона в вышеприведенном положении.
Его адекватно разъяснил Альбин. Более четко показал его Р. Декарт в  пятом правиле для руководства
ума [43,Т.1,с.91]:    
  
Правило  V
Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума,
чтобы найти какую-либо истину. мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведем
запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения  самых
простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих.
В
приведенном выше положении Платона и его комментарии Альбиным можно видеть предтечу
пятого правила для руководства ума Р. Декарта. Но и прошедшие после Декарта 400 лет не изменили по-
ложения с диалектическим мышлением - оно не стало нормой общественной жизни. Имеется и другое
близкое положение Р. Декарта: «Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с
предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания
наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе ве-
щей не предшествуют друг другу» [43,Т.1,с.260].    
  Изобразим графически данную идею о макрокомпозиции диалектического мышления      
                                                                       ¹
           о <-------------> о <-------> о
                                                                       ²
                                   
г=====
                          
г========-
                  
г=======-
Платон не просто передает «склад речи» Сократа [Апология Сократа, 17д], но и сам соответс-
твенно мыслит, так излагает свои мысли. Не только речь Сократа, но и вся композиция данного произве-
дения построена в соответствии с этим правилом Сократа. И так надо объяснять все объекты.      
АЛКИВИАД. Пришедший Алкивиад, не слышавший речей, призван придать общую значимость
диалектическому мышлению его применением при оценке достоинств самого Сократа. При этом указы-
вается на «божественную» способность Сократа - его способность объяснять. Речь Алкивиада весьма
Hosted by uCoz