Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 258 
Next page End  

го? Сократа не интересовали деньги, оружие. У Алкивиада осталось единственное оружие — любовь.
Здесь начинается неприятный для всякого нормального человека сюжет, который и меня обычно оттал-
кивал от таких произведений. Не следует недооценивать и переоценивать его значимость. Использова-
ние Платоном этого аспекта жизни было призвано, по моему, дать диалектическому мышлению самый
весомый аргумент по своей природе. В целом, Алкивиад сравнивает Сократа:      
1. с селенами, сатирами, Марсием      
2. указывает на сокровища его души,      
3. раскрывает духовную красоту Сократа.      
Все это, в определенной мере, представляет ступеньки восхождения - «ступеньки уходящей
ввысь лестницы» [92,с.120]. Такое развитие мысли и есть не что иное как практическая диалектичность
идей - «мысленная лестница понятий» [там же], образец диалектического мышления. При этом очень
интересны соображения, которыми руководствовался Алкивиад, о чем он сам говорит в своей речи.      
По мнению Алкивиада Сократа нельзя сравнивать с обычными людьми: не с кем его сопостав-
лять [Пир, 221с]. Остается его сопоставлять только с селенами, сатирами, Марсием ... Высшее (неисто-
рическое) образование в какой-то мере достаточно для того, чтобы понять нечто, называемое этими сло-
вами. В то же время обыденное сознание неисторика подводит: оно неадекватно потребностям понима-
ния речи Алкивиада.      
Для нас селены, сатиры, Марсий - пустой, хотя и таинственный, звук. Для людей же времени
Платона это были известнейшие субъекты мифа как главной формы общественного сознания. Нам нуж-
но долго объяснять общеизвестные тогда их свойства. Селены завораживали слушателей речами, а Мар-
сий - флейтой ... Внешность Марсия непривлекательна. Став флейтистом с помощью божьей флейты,
вызвав на соревнование бога Аполлона и погибнув в результате проигрыша, Марсий занял достойное
место в мифологии греков. Алкивиад использует ряд свойств Марсия: непривлекательную внешность,
дерзостный характер. В отношении первого он заручается молчаливым согласием самого Сократа, гово-
ря ему: «Что ты сходен с селенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать»
[Пир, 215б]. По поводу дерзкого характера Сократа Алкивиад обещает ему найти свидетелей для под-
тверждения этого его свойства [там же]. Сократ похож на Марсия и силой своего завораживающего вли-
яния на слушателей. «Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без
всяких инструментов, одними речами». Платон мог бы указать и схожесть их судьбы: Марсия убил бог
Аполлон, а Сократа - «демократы».      
Марсий, сатиры, селены... Почитайте о них в мифах, легендах ... Учтите, к тому же и такой факт
жизни в древней Греции. Этих мифологических субъектов часто рисовали [посмотрите, например, изоб-
ражение Марсия [85]), делали их скульптуры. Видимо было «модно» тогда использовать внешний облик
селен для изготовления своеобразных футляров (шкатулок) для хранения изваяний богов. Такое  изделие
было полым, в нем была дверца и можно было хранить в нем скульптуры богов. Таким образом, Платон
показывал различие внешнего и внутреннего у этих селеноподобных шкатулок. Этот образ Алкивиад ис-
пользовал для разъяснения двойственности сначала Сократа, а затем его речей. Иначе, этот образ прояв-
ляет главный закон диалектического мышления - единство противоположностей. Думаю, что такой
двойственностью характеризуется и сам «Пир» Платона.      
Не берусь пересказывать эти элементы речи Алки-
виада: их надо читать самим. Алкивиад показывает «боже-
ственность речей» Сократа [Пир, 222а], его воздействие на
слушателей, удивительную силу духа Сократа. Как трудно
раскрыть и заглянуть внутрь речей Сократа и обособить в
них явление и сущность, видимость и действительность,
внешнее и внутреннее ....      
                1.2.3.21. Искушение Сократа
Алкивиад оценивал свою речь как «мщение» Сократу за то, что он отверг предложенное ему во-
жделение. Дальнейшее повествование касается того, как Алкивиад потерял свое единственное оружие в
борьбе за внимание Сократа: «то оружие, которым единственно я рассчитывал пленить его, ускользнуло
от меня».      
Исходя из распространенных тогда мнений о любви стариков к юношам, Алкивиад попытался за-
воевать признание Сократа удовлетворением его плотских похотей. Сократ парировал это предложение
Алкивиада весьма любопытным образом: это не выгодно ему - поменять свою душевную красоту на
внешнюю миловидность его ученика или, как еще было им сказано: невыгодно менять золото на медь.
Сократ ценил «красоту души выше, чем красоту тела».      
                Двойственность
  
---------+
--------
¬ 
Сократа
  его речей 
 
«Пира»
Hosted by uCoz