Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 258 
Next page End  

В
соответствии с господствовавшими тогда обычаями дети богатых всегда ходили с наставника-
ми, что предотвращало развращение молодых. Алкивиад начал с того, что удалил слугу, в присутствии
которого он постоянно бывал, чтобы Сократ мог польститься на него, но это не сработало. Тогда он вы-
брал более действенное средство: стал с ним заниматься гимнастикой, что, несомненно, возбуждает че-
ловека. Но и это не изменило Сократа. Тогда он «пошел напролом», что, в свою очередь, состояло из
трех приступов. Прежде всего, он предложил поужинать вместе наедине. Когда это оказалось безрезуль-
татным, тогда он сделал так, что им пришлось ночевать наедине в одной комнате. Наконец, он лег в его
постель, и они проспали вместе. И тот же результат. Его самолюбие было уязвлено, а поэтому он
«мстил» такими подробностями своему учителю, что одновременно было максимальной его похвалой.
Поскольку Сократ молчал, то сказанное Алкивиадом соответствовало действительности, было правдой,
а для Сократа это главное. Здесь же важно другое: композиция технологии мышления.      
                 Искушение
     
г=============+=============¬
беседой  
   гимнастическими   
    «идти на пролом»
наедине             занятиями                г=======+=========¬
               ужином
ночевкой
в одной постели
1.2.3.22. Платон и Аристокл
Платон известен, как Платон, т. е. своим прозвищем. Его настоящее имя - Аристокл, а ставшее
его собственным именем прозвище означает его физическую характеристику: «Платон = «широкогру-
дый». Нечто аналогичное произошло и с его главным духовным наследством: оно осталось неизвестным
народу, как и его собственное имя.      
Некоторые комментаторы приписывали Платону много негативных идей, гипертрофируя те или
иные аспекты его произведений, вырывая их из единого целого - его духовного наследия. На него напа-
дают с разных сторон. Поскольку же игнорируют его вклад в теорию диалектического мышления, то тем
самым делают беспочвенными все обвинения против него.      
В
работах Платона вырисовываются следующие главные идеи:      
                                                                                         1 
речь
общение
справедливость
счастье
                                               
                                         2 
Все люди стремятся к счастью [Евтидем, 282с]. Счастье, справедливость зависят от общения, а
последнее - от речи. Для этого надо постигнуть природу речи, которая проявляет ум и мышление людей
[Федр, 269е, 270а]. Для тех, кто понимает, это характерно стремлением стать мудрым [Евтидем, 282б], а
поэтому они исходят из необходимости философствовать [Евтидем, 282д].      
Простейшим способом философствования было изучение риторики, т. е. науки о речи. В других
произведениях Платона много сказано и позитивного, и негативного о тогдашней риторике. И сегодня
риторика как наука не потеряла своего значения. Платон поставил проблему разработки теории, которая
обосновала бы красноречие и обучение ему. Такой теорией могла быть только наука о мышлении.
И
основы ее заложены Платоном, а затем выражены Аристотелем в аналитике и топике, названными по-
зднее логикой. Логика и диалектика - науки о мышлении. Но они так и не решили стоящие перед ними
проблемы. До настоящего времени эта проблема не решена. Поэтому проблема интеллектики как более
фундаментальной науки по сравнению с логикой и диалектикой - «помирить» их. Конечно, сама интел-
лектика не может быть представлена в единой форме, и то, что существует сегодня - всего лишь ее нача-
ло. В целом, постановка проблемы включает следующие ступени движения мысли по Р. Декарту:     
                                            
                                                       проблема
                         
г======+========¬
                   
                       речь
общение
справедливость
               
г=========+========¬
              интеллектика
логика
риторика
          
г====+====¬
     ¹
  2   
  3 
                                                                                                         
Решив проблемы интеллектики, можно попытаться написать наставление по диалектическому
мышлению только на основе тех положений, которые высказаны в работах Платона. Следует использо-
вать примеры его диалектического мышления в качестве образцов. Весьма важно применять и его педа-
Hosted by uCoz