Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 258 
Next page End  

гогические идеи, которых весьма много и которые не в полной мере стали нормой современной педаго-
гики. Все это требует усилий, но плодотворность этих усилий зависит от опережающего овладения диа-
лектическим мышлением с помощью интеллектики. Самым простым способом этого можно считать
подражание объяснению Платоном любви  в «Пире». Поскольку же, вероятно, не все смогут просто под-
ражать композиции диалектического мышления с помощью его образца в «Пире», то попытаемся пере-
сказать сверхкратко основные наставления Платона из всех его произведений. (Сожалею об относитель-
ности понимания этого аспекта духовного наследства Платона и уповаю на то, что, может быть, кто-ли-
бо пойдет этим путем и более полно отразит эти его идеи). 
     
                                 1.2.3.23. Наставления Диотимы
Платон обычно пишет от лица Сократа. Но в «Пире» рекомендации по диалектическому мышле-
нию вложены Сократом в уста Диотимы = богочтимой, божественной.      
ДИОТИМА
СОКРАТ
ПЛАТОН
Не просто пересказать позитивно рекомендации по диалектическому мышлению Платона. Надо
учесть очень многое из его духовного наследства. Не повторяя уже приведенных идей Платона и осно-
вываясь на них, выскажем в целом его позицию.      
   1.2.3.23.  А. Педагогика Платона
Платон считал, что научиться мыслить может не всякий. Для этого надо опережающе развить
свое тело физическим трудом, гимнастикой, а затем душу [Государство, 535 с-д]. « - Прежде всего, у то-
го, кто за нее (т.е. философию - ВАГ) берется, не должно хромать трудолюбие» [Государство, 535д]      
ТРУЖЕНИК
ТРУДОЛЮБ
ТРУДОГОЛИК
                                
г========
                   
г============-
         
==========-
Чем большее значение имеет труд для человека, тем более он готов для того, чтобы воспринять
технологию высшей формы труда - интеллектуального.      
Чем богаче человек, тем менее вероятно овладение им диалектическим мышлением так как он
постарается избежать «заковыристых слов» и предпочтет «что-нибудь позавлекательнее», как это выра-
зил господин Журден в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве». Их неспособность хорошо показал
Платон в Апологии Сократа в качестве «прежних обвинителей» [см: 23е-д], ставших инициаторами
осуждения на смерть Сократа.      
Необходимо изучать искусство и науку. Воспитание должно быть дифференцированным в зави-
симости от склонностей и одаренности детей. Нужна практическая проверка задатков, достигнутого
уровня обученности. Отбор должен быть жестким. На определенном уровне следует начинать обучать
добродетели, развивать менталитет или умственные способности вообще, прежде всего, эрудицию.
И
только в 30 лет [Государство, 537д] следует начинать развивать диалектику, т.е. интеллект или способ-
ность мыслить самостоятельно. Принимая безоговорочно педагогику Платона, не могу согласится с
этим его положением: диалектике, как и математике, надо учить с детства, пропедевтически.      
Обучение мышлению не есть обучение ораторству. Не следует опережающе развивать способ-
ность говорить, это может привести к негативным последствиям. «Разве не будет одной из постоянных
мер предосторожности не допускать, чтобы вкус в рассуждениях появлялся смолоду» [Государство,
537д]. Это положение Платона соответствует изречениям древних греческих философов:    
       НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ЯЗЫКУ ОПЕРЕЖАТЬ РАЗУМ
Интересны положения Цицерона о соотнесении философии и риторики. Широко распространи-
лось мнение о том, что философия ищет истину, а риторика - как ее исказить.      
Нетрудолюбивого человека бессмысленно учить мыслить. Не помогут никакие софистические
ухищрения тем, кто убежал от упражнений в науке, с помощью которых прививают «сноровку» в труде,
в том числе и в интеллектуальном [Протагор, 318б].      
Дидактика также представлена Платоном в качестве сложного, трудоемкого процесса [Федр,
228а-е]: необходимо прослушать идею много раз, повторить узнанное, в том числе и «вытвердив это со-
Hosted by uCoz