Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 258 
Next page End  

чинение наизусть», записать его и поупражняться в применении рекомендаций на основе других объ-
ектов.      
1.2.3.23.Б. Как Парменид учил Сократа мыслить
Многие вопросы педагогики изложены Платоном в диалоге «Парменид», который показывает 
как Парменид учил юного Сократа диалектическому мышлению.      
«Философия еще не завладела тобой всецело» [130е]      
— «по молодости, еще слишком считаешься с мнением людей»
      [там же]      
постепенность воспитания диалектического интеллекта      
необходимость «исключительной даровитости» [135а]      
опасность преждевременного определения сложных объектов, в таком случае не спасет и «боже-
ственное рвение к рассуждениям» [135д]      
поверхностность понимания сказанного, когда «истинный смысл сочинения»[128с] не восприни-
мается потому, что он может быть понят только на уровне подтекста      
противоречивость текста не является его недостатком, а может быть средством постижения ис-
тины - поиска того «куда направить свою мысль» [135с] с тем, чтобы не «уничтожать всякую воз-
можность рассуждать» [там же]      
недостаток упражнений на рассуждения или «пустословия» по мнению нефилософов, что явля-
ются условием выработки способности мышления, которое не позволяет ускользнуть истине
[135д]      
«Каким же способом следует упражняться, Парменид? - спросил Сократ». Парменид ответил:
«Об этом ты слышал от Зенона ...». Раскрывая положения Зенона, Парменид показал то, как надо учить-
ся мыслить - упражняться в рассуждении или как усвоить «способ рассуждения» [13а-в]. Речь шла о
том, что следует рассмотреть обоснованность противоречивых идей с целью выяснения их истинности.
Только таким путем можно «поупражнявшись надлежащим образом в этих вещах, основательно про-
зреть истину» [136с]. На это Сократ ответил: «Трудный рисуешь ты путь, Парменид, и я не совсем его
понимаю. Не проделать ли тебе его самому на каком-либо примере, чтобы мне лучше понять».      
«Тяжкое бремя возлагаешь ты, Сократ, на старика, - ответил Парменид». В конце концов, Парме-
нид иллюстрирует такой способ рассуждений на примере диалектики единого и многого. И все его поло-
жения по данному вопросу следует оценивать только как средства, которые иллюстрируют такой способ
мышления. Они могут быть заблуждением, противоречиями, но не это главное, а метод мышления, кото-
рый не потерял значения и по настоящее время и фактически не стал нормой даже исследователей. 
     
1.2.3.23.  В. Орудие добра
Общественная жизнь есть борьба добра со злом. Оружием зла были и остаются ложь, клевета,
оболванивание людей, отвлечение их от того, что только и спасет их, позволит освободиться от грабежа
во всех его формах. «Обман и сила - вот орудие злых» [42]. Оружием добра является менталитет на раз-
ных уровнях его развития:   
                                        ум
менталитет
интеллект
Ум существует и у животных. Менталитет - специфический ум людей, который состоит из
эрудиции и интеллекта. Интеллект - умение, способность познавать. В свою очередь выделим такие его
уровни:
Ум существует у животных и им наделен каждый
нормальный, разумный человек при определенных условиях
жизни. Более сложные формы  ума представляют  ментали-
тет, исходной формой которого можно считать разумность,
сообразительность как интуитивное явление психики. Более
развитые люди перенимают практикой жизни
рассудительность, что проявляется в наличии здравого смыс-
ла. Развитие рассудительности порождает мудрость, что мо-
жет быть результатом стихийных обстоятельств [«доморощенная мудрость», Федр, 229е] или специаль-
ного обучения.  Мудрость ограничена гениальностью субъекта и весьма редка в обществе. Не любая   
седая борода свидетельствует о мудрости ее носителя. Мудрость самодеятельна по происхождению и
стихийна. Образование не ведет к ней, само по себе, более того часто становится камнем преткновения
для нее. Естественный отбор безжалостен и много претендентов на мудрость погибает из-за ошибок.
                      Интеллект
       
----+---¬
       здравомыслие
 
мышление
   
----+---¬
разумность
рассудительность
Hosted by uCoz