Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 258 
Next page End  

обоснована  Дарвином» [102,Т.20,с.512]. Особое значение имеет наглядный способ представления
систем.
Накопленные элементы, принципы, приемы и т.п. диалектического мышления  следует
представить в качестве универсального метода познания всех наук.
Попытка создания синергетики имеет важное значение, но  она требует особого объяснения.
Одна из главных проблем состоит в том, чтобы показать последовательность основных подходов
к анализу развития:
динамический - учет изменений при познании объекта
исторический -  учет всех феноменов, которые могут быть и  
                           инородными для данного явления
генетический - отражение наследственности, преемственности
эволюционный -   отброс тупиковых вариантов развития
диалектический - единство всех названных
синергетический - акцент на неустойчивости решающих 
                                  пунктов развития.
Диалектическая логика. Высшей формой технологии диалектического мышления следует счи-
тать диалектическую логику. В современных учебниках к ней относят движение мысли от абстрактного
к конкретному, соответствие исторического и логического и т.д. Все это действительные ее элементы.
Их объяснение пока не адекватно потребностям превращения их в норму понимания объектов
реальности.   Графическое представление объектов на основе диалектической логики включает 
необходимость использования всех типов  схем (Прил., рис.  40).
             1.2.5. Понятие как  результат мышления
(на примере крепежа)
Познание возникает в качестве чувственного явления. В результате у человека образуется
определенное представление о познаваемом объекте. Нечто аналогичное происходит при  восприятии 
сведений об объекте от других людей.  Представление - первое сознательное отображение (образ)
объекта. Обычно люди живут на основе представлений.  И в традиционной жизни их в целом
достаточно. В то же время они устарели в качестве духовной основы общественной жизни, что было
осознано в древнем Египте и положило начало философии [см.74а, Введение].
Представления не позволяют понять суть многих процессов. В связи с этим необходимо перейти 
от представлений об объектах к их понятиям на основе  теорий. Средством этому является
диалектическая логика.    На ее основе возможно повысить истинность отображения до уровня
понимания объекта разработкой его понятия как элемента теории.
Представления
  понятия
Понятие отличается от представления тем, что становятся известными все его существенные
(конституирующие) свойства - признаки. Конечно, это всегда относительно. В таком случае возможно
их перечислить, назвать и т.п. Это не означает необходимости каждый раз их перечислять  при
определении.  Определение понятия  через род и вид сводится к двум словам. Но указание рода сразу же
делает определенным все фундаментальные признаки, которые можно раскрыть соответственно. 
Понятие возникает только в результате сопоставления и, в конечном счете, систематики всех
форм объекта, т.е. разработки теории. И именно теория делает известными сущностные
(субстанциональные) признаки всех форм объекта. Для этого надо найти такую последовательность
форм объекта, которая отражает его развитие и проявляет наращивание (приращение) свойств объекта.
В последовательности форм объекта каждая последующая форма объекта отличается от предыдущей
одним свойством, характеризующим его специфику по сравнению с предыдущим свойством. Иначе, это
предполагает построение лесенки Аристотеля - такого сравнительного расположения форм объекта. С ее
помощью делаются определенными все свойства каждой формы объекта, что и составляет содержание
понятия данной формы объекта.  «Бесконечная сумма общих понятий, законов и т.д. дает конкретное в
его полноте» [88,Т.29, с.252]. 
Систематику форм объекта возможно обеспечить на основе шаблонного применения
диалектической логики.  Конечно, она относительна  и ее относительность  падает по мере 
теоретизации всех наук и применения возможностей диалектической логики.
Все это проиллюстрируем на примере технического крепежа. Для  меня этот  факт утилитарного,
прагматического применения возможностей ДЛ. В начале своей педагогической деятельности, где-то к
середине 1970-х годов, я преподавал на механическом факультете. И мне хотелось на чем-то известном
Hosted by uCoz