Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 373 
Next page End  

10
стики. Так, например, существуют профессии, в которых чрезвы-
чайно важна стрессоустойчивость – способность сохранять контроль
и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой пе-
ременной
выделена практикой - если бы не существовало профес-
сий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее ди-
агностировать. Однако практика не только показывает важность того
или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое
качество. Научная психология пытается выразить эти качества через
систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как
стрессоустойчивость, профессиональная эффективность, способ-
ность и т. д., выражаются через систему базисных психологических
понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки. Ко-
нечно, такой переход от эмпирически выделенных переменных к их
выражению в теоретических понятиях происходит не сразу и не ав-
томатически. Зачастую происходит параллельная диагностическая
разработка практически важных комплексных (не только психоло-
гических по природе) переменных, более теоретически проработан-
ных, но все же описательных психологических переменных (напри-
мер, черты, способности) и, наконец, наиболее теоретичных психо-
логических конструктов (например, познавательные функции, моти-
вы, когнитивная организация, самоотношение и т. д.).
Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена
тремя областями психологического знания: предметной областью
психологии, изучающей данные явления, психометрикой – наукой
об измерении индивидуальных различий в диагностируемых пере-
менных и практикой использования психологического знания.
Практическая психодиагностика относится к теоретической
так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их
разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация доста-
точно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практи-
ческая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию,
богатый клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практи-
ческая психодиагностика предполагает свод правил применения
психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств
измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании
этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифици-
ровать условия проведения обследования и учитывать их при сопос-
тавлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если
при проведении обследования какие-то элементы обстановки насто-
рожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для
него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать
невозможным сопоставление индивидуального результата с норма-
ми, если последние были получены в ситуации доверительного кон-
Hosted by uCoz