Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 373 
Next page End  

11
такта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а
конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотне-
сение с нормами также становится некорректным. Все это психоди-
агност должен не только знать - он должен выяснить, как восприни-
мает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика пред-
полагает также учет мотивации клиента на обследование и знание
способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в
целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о
нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы
нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полу-
ченную информацию и многое другое.
1.2.
КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИ-
ЧЕСКИХ МЕТОДИК
В настоящее время существует несколько достаточно обосно-
ванных классификаций психодиагностических методик.
Во-первых, можно различать диагностические методы, осно-
ванные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо
на заданиях, относительно которых правильных ответов не сущест-
вует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты
специальных способностей, некоторых личностных черт (например,
тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимо-
сти-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.).
Диагностические методики второй группы состоят из заданий, кото-
рые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или
иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство лично-
стных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные пси-
ходиагностические методики.
Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об-
следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па-
мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной
язы-
ком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых
только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания
опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое для классификации психоди-
агностических методик, - это характеристика того основного мето-
дического принципа, который положен в основу данной методики.
По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2)
стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:
а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие по-
следующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по
типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики класси-
Hosted by uCoz